О чем поклялись женщины пророку Мухаммаду (ﷺ) ?
В жизнеописании Пророка (с.а.с.) приводятся различные истории о том, как сподвижники присягали посланнику Аллаха о верности заветам Всевышнего Аллаха. В мекканский период сподвижники дважды присягали Пророку (с.а.с.). В двенадцатом году с начала пророчества из Медины в Мекку прибыли паломники. Из них двенадцать человек тайно встретились с Пророком (с.а.с.) на склоне холма Акаба и присягнули ему о том, что будут подчиняться велениям Господа и Его посланника.
На следующий год Пророк (с.а.с.) на том же холме встретился уже с 75 человек. Это событие получило название «Вторая клятва (присяга) Акабы». Обратившись к ним, посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поклянитесь в том, что в любых обстоятельствах вы без сожаления будете расходовать свои средства на пути ислама, что будете побуждать людей к одобряемому и удерживать от порицаемого. Поклянитесь также, что будете говорить правду, несмотря ни на что, и что станете моими помощниками. Когда я прибуду к вам, вы должны будете защищать меня от врагов точно также, как защищаете себя, ваших жён и ваших детей. И за это вам будет вечный Рай», и люди присягнули ему.
Клятва женщин
Относительно хронологии данной клятвы среди толкователей и ученых хадиса были разногласия. Некоторые считали, что «клятва женщин» была принята Пророком (с.а.с.) от ансар во время «присяги при Акабе». В то время мусульманам запрещено было воевать против многобожников, даже если те проявляли агрессию. Поэтому мужчины принесли Пророку (с.а.с.) «клятву женщин», т. е. они поклялись выполнять все, что было предписано и женщинам, и не клялись сражаться на пути Аллаха.
Более сильное мнение принадлежит тем ученым, которые утверждали, что «клятва женщин» была принесена после завоевания Мекки. Когда Пророк (с.а.с.) завоевал Мекку, люди покорились ему и толпами стали принимать ислам. Пророк (с.а.с.) сидел у склона холма ас-Сафа, а жители Мекки приходили к нему, чтобы присягнуть в верности религии Аллаха. После мужчин к нему стали приходить женщины для дачи присяги.
Пророк Мухаммад (с.а.с.) повелел им принять то, что было ниспослано ему в следующем аяте:
«О, Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (аль-Мумтахана, 12).
Итак, они должны были поклясться о том, что не будут приобщать сотоварищей Аллаху. После этой клятвы они обязаны были избавиться от всех идолов, что хранили у себя в домах, и отказаться от всех обычаев и традиций, связанных с многобожием.
Им запрещалось красть и прелюбодействовать. Отныне в Мекке были утверждены законы Всевышнего Аллаха, согласно которым воровство и прелюбодеяние считались великими преступлениями, за которые предусматривалось суровое наказание. Указывая на то, что эти деяния противоречат требованиям веры, Пророк (с.а.с.) сказал: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или похищает грабитель, сохраняя веру свою. (То есть вера покидает человека). Однако возможность покаяния у них (у таких людей) есть» (аль-Бухари).
Женщины также клялись, что не будут убивать своих детей. Эти законы и запреты сейчас считаются для нас чем-то обычным и банальным, ведь каждый сегодня считает детоубийство великим преступлением. Однако в доисламский период у арабов это считалось нормальным явлением. Поэтому ислам кардинально изменил отношение арабов к своим женам и дочерям.
Аиша (р.а.) сказала: «Та, которую ещё вчера могли живьём закопать в землю, сегодня свободно могла прийти к посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы защитить свои права! Если бы всего за несколько лет до этого люди услышали, как дочь задается вопросом, имеет ли право отец заставить её выйти замуж за того, кого он для неё выбрал сам, они бы просто не поверили своим ушам – по-другому и быть не могло».
Слова Аллаха «покрывать клеветой то, что между их руками и ногами» многие толкователи истолковывали так, что женщинам было запрещено приобщать к своим мужьям чужих детей. То есть, если у них рождались дети от других мужчин, им запрещалось лгать своим мужьям, будто это их дети. Некоторые другие толкователи говорили, что здесь подразумевается клевета вообще.
И в конце Пророк (с.а.с.) повелел женщинам, которые собрались вокруг него для присяги, чтобы они поклялись, что не будут ослушаться его в благих делах. К благим делам в этом аяте относятся все остальные повеления. То есть, они должны были подчиняться Аллаху и Его посланнику во всем, что они велят и запрещают.
Islam-today