Нужна ли мусульманину психологическая помощь?
Психология сегодня стала очень распространённой и востребованной практически во всех сферах жизни людей. Но она стала такой неспроста, а по причине возникновения острой необходимости в возмещении утраты духовных, традиционных и культурных ценностей, являющихся колыбелью нравственных идеалов.
Психология выступает в качестве некой альтернативы, поскольку человек всегда нуждается в знании того, как жить в социуме, чувствовать себя комфортно и выстраивать правильные отношения с окружающими.
Раньше общество жило согласно устоям, сформированным религиозными убеждениями и национальными традициями, которые, в принципе, также проистекали из религиозных канонов. Эти устои регулировали отношения между родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими, их роли, права и обязанности. Даже были установлены этика общения между противоположными полами и норма допустимой для ношения одежды.
Каждый народ имел конкретный «облик», правила, законы, которые сохраняли его целостность и защищали от упадка нравственности. Мужчины знали свои обязанности, женщины – свои, дети с самого малого возраста видели сей уклад жизни и по умолчанию вливались в него.
Понятия «детоцентризм», подростковые проблемы, проявления неуважения к старшим и прочее просто не имели возможности развиваться в таком едином обществе. Не зря говорят, что общество оказывает сильное влияние на формирование детей и имеет силу препятствовать или наоборот способствовать распространению дурного. Поэтому очень важно, чтобы оно было здоровым, принципиальным, имело авторитет, порицало плохое и поощряло благое.
Вас заинтересует! Табу: что запрещено детям и родителям в исламе?
Однако с заменой ценностей и принятием нового эгоцентричного уклада жизни, всё это разрушилось. Наружу массово стали выливаться проблемы психологического и нравственного характера. Особенно сказывается это на семьях – самых важных ячейках общества.
И тут следует обратить внимание, что пока были устои и им следовали, таких проблем не было. Человек жил со смыслом, коллективной здоровой идеологией, исполнял свою роль, не зацикливаясь на себе и своих чувствах, то есть был морально сильным. Соответственно, психология появилась как дополнение к медицине для помощи людям, которые потеряли или вовсе не имеют такую стабильную, крепкую жизненную систему.
Сегодня рынок психологических услуг достиг таких масштабов, что порой эта ниша напоминает секту, которой многие уже стали одержимы. Если учесть, насколько людям важны услуги психологов, ценники на них просто не могут не расти. А значит это ещё и колоссальный бизнес-проект, который непременно будет расширяться, предлагая новые форматы для большего охвата.
И правда, психологи нынче везде. Они откровенно стали вытеснять даже религиозных деятелей. Мусульмане несут им деньги для своего личностного роста, прорабатывания многочисленных травм, налаживания семейных отношений и прочее.
Казалось бы, зачем верующим, к тому же соблюдающим, психологи? Разве ислам не обеспечил им все те вышеописанные ценности, формирующие устои для счастливой, гармоничной жизни во всех её сферах?
Интересный вопрос, ставящий разумного человека в очевидный тупик. Но и тут психологи нашли оправдание: необходимо избавлять людей от стереотипов, навязанных традициями, не имеющими отношения к исламу, которые делают несчастной, униженной, в первую очередь, женщину.
Только такое пересечение недальновидной реформаторской деятельности психологов с ещё живыми и достаточно сильными в некоторых регионах традиционными ценностями выльется в столкновение, битву и не исключено, что однажды не обойдётся без серьёзных жертв. Потому как некоторые женщины, «осознавшие свою ценность», благодаря различным психологическим тренингам, курсам, уже разрушили свои семьи, и их супруги всё чаще начали загораться идеей мести.
Актуально! Читайте также: Суть исламского тренинга: чем опасно для мусульман увлечение психологией?
Психологи, конечно, открещиваются от причастности к подобным печальным последствиям, утверждая, что они помогли лишь разобраться человеку в себе, в своей жизни и своих желаниях, и к его финальному решению они никакого отношения не имеют.
Да, всё логично, если не учитывать то обстоятельство, что курирующий психолог – мусульманин. Ведь априори странно, что верующий использует для улучшения жизни единоверца нерелигиозную методику и принципы. А ещё, что более изумляет – это их серьёзное намерение избавить таким образом людей от вредных традиционных обычаев.
Обычаи народа – целая система и, чтобы её изменить, необходимо работать с ней целиком на идеологическом уровне, а не выковыривать из неё отдельных травмированных людей, приводя лишь к разрушению и порче их личной жизни, жизни их детей и родных, оказывая медвежью услугу.
Почему мусульмане стали нуждаться в услугах психолога?
Жизнь верующих основывается на Коране и сунне посланника Аллаха ﷺ. Правила счастливой, богоугодной жизни собраны в разделах фикха (право), ахляка (нравственность) и адаба (этика).
До недавнего времени, на протяжении тысячи лет они отражались в традициях исламских народов, в их обычной повседневной жизни. И сегодня всё, что нужно мусульманам, – это возродить их своей практикой. Вновь обрести адабы, культуру поведения, отношений, духовность. Последовать, наконец, пути Корана и Сунны.
Фикх определил права и обязанности каждого человека, ахляк – внутреннюю нравственность, подобающую богобоязненному мусульманину, адаб – внешнюю форму поведения людей, способствующую защите прав, культурных границ человека, и являющуюся украшением верующего.
Так почему мусульмане оставляют, по сути, следование своей религии в сторону, предпочитая платный и абсолютно ненужный для них тренд – психологию? Совершенно нет необходимости популяризировать её в религиозной нише. Важно призывать к соблюдению адабов и прав, прописанных в исламе. Только так можно прийти и к формированию фундамента исламских традиций, и к искоренению (без травм, разрушений семей и иных потерь!) вредных обычаев из системы многих мусульманских народов, и к избавлению от зависимости от психологов, искажающих правильное восприятие духовных ценностей.
Это важно! Читайте также: Не останавливайся: в чем заключается конечная цель ислама?
Вместо длительных и платных разбирательств в якобы личных психологических проблемах, нужно начать проживать свою религию правильно. Понять, что именно отсутствие адабов и духовности приводят к отсутствию результата в виде счастливой, гармоничной жизни.
Психолог учит любить себя и защищать свои границы, ислам же учит любить других и уважать их границы, приводя, тем самым, к заботе друг о друге, тёплым комфортным отношениям между людьми как внутри семьи, так и во всём обществе.
Истинное удовлетворение потребностей каждого человека зиждется именно на соблюдении этих трёх основ исламской модели жизни: фикхе, ахляке и адабе. И, если верующий оставляет их практику, то можно считать, что он не проживает свою религию. Вместо неё он проживает последствия этого в виде проблем и чувства нужды обращения к психологам. Да, поистине, его религия только то, чему он следует!
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон!» (Аль-Имран, 85).
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Айна Замаева