Топ-15 правил воспитания от посланника Аллаха (3 часть)
Общество имеет сильное влияние на становление личности человека. Воспитание в семье, люди, окружающие нас, окружающая обстановка, СМИ и интернет – все это имеет колоссальное воздействие на поведение человека. Однако, как показывает история, великие личности могли оказывать влияние не только на человека или группу людей, но и даже на само общество.
Лучшим примером в этом является пророк Мухаммад (с.а.с.), который сравнительно за короткий срок смог создать общину мусульман, которые затем распространили учения ислама по всему миру.
В завершающей третьей статье мы поговорим об очередных пяти методах Пророка (с.а.с.) в созидании праведного общества.
11. Проверка понимания слушателей.
Посланник Аллаха (с.а.с.) читал сподвижникам коранические аяты и разъяснял им, как следует эти аяты практиковать. Периодически он проверял, как те или иные его последователи понимают его учения и наставления.
Убай ибн Ка'б (р.а.) рассказал: «Однажды Пророк спросил меня: «Абу аль-Мунзир, назови мне самый великий аят в Писании Аллаха». Я ответил: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда Пророк подсказал: «Ты знаешь его наизусть. Так какой же аят самый великий?» Я ответил: «Это аят: «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя…» (Аят аль-Курси). Пророк (с.а.с.), постучав меня по груди, сказал: «Абу аль-Мунзир, пусть Аллах благословит твои знания!» (Муслим)
Перед тем, как отправить Му'аза ибн Джабаля (р.а.) в Йемен, Пророк (с.а.с.) спросил его: «Согласно чему ты будешь судить?» Му'аз ответил: «Согласно Писанию Аллаха». Пророк спросил: «А если ты не найдешь решения в Писании Аллаха?» Му'аз ответил: «Согласно сунне Его посланника». Пророк спросил: «А если и там не найдешь решения?» Сподвижник ответил: «Тогда буду судить согласно своему умозаключению». Пророк на это сказал: «Хвала Аллаху, Который наставил посла посланника Аллаха на то, что любит посланник Аллаха!» (ат-Тирмизи).
12. Умение оценивать людей по достоинству.
Человеку, чтобы развивались его умения и хорошие качества, необходимо слышать похвалу и признание от людей, которые ему близки и имеют на него влияние.
Пророк (с.а.с.) хвалил своих сподвижников и подмечал их успехи, когда это было необходимо. Иногда, вместо того, чтобы ответить самому, он давал отвечать другим. В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сообщается, что однажды к Пророку (с.а.с.) подошел один человек и рассказал ему свой сон. Растолковать этот сон он поручил Абу Бакру, который был рядом с ним. После толкования сподвижника, он сказал ему: «Ты верно растолковал часть сна, а в другой ошибся» (аль-Бухари, Муслим).
Иногда он поощрял материально некоторые действия своих сподвижников. Однажды он проходил мимо одного бедуина, который обращался в это время к Аллаху с мольбой. Слова этой мольбы очень понравились Пророку (с.а.с.) и он велел привести к нему этого бедуина, когда тот закончит молиться.
Когда бедуин пришел к нему, он дал ему немного денег и спросил: «Знаешь, почему я дал тебе их?» Бедуин сказал: «Возможно из-за нашего родства?» Пророк ответил: «Да, у тебя есть и право родства. Однако это только из-за твоих прекрасных слов восхваления Аллаха».
13. Юмор и веселье.
Юмор является неотъемлемой частью человеческих отношений. Люди шутят, чтобы поднять друг другу настроение или дабы довести свою мысль в более понятной и утонченной форме.
В исламе порицается чрезмерность, также она порицается в шутках и развлечениях. Сам Пророк (с.а.с.) не смеялся громко и по каждому поводу, но он и не был всегда строг и мрачен. Однажды он пошутил о чем-то, и Абу Хурайра (р.а.) спросил: «Посланник Аллаха (с.а.с.), разве ты шутишь с нами?» Пророк ответил: «Шучу, но даже тогда говорю лишь правду».
У Анаса ибн Малика (р.а.) был младший брат по имени Абу Умейр. У мальчика была птица, которую тот назвал Нугейром. Сподвижник рассказал: «Когда Пророк (с.а.с.) приходил к нам, он говорил моему братику: «Абу Умейр! Как там Нугейр!» Так божий Посланник (с.а.с.) в стихотворной, шутливой форме ласково обращался к ребенку.
14. Повторение.
В педагогике важное место отводится повторению, основной функцией которой является упрочение запоминаемого материала. Повторение не зря принято считать матерью учения, ведь то, как мы долго хотим хранить в памяти определенную информацию, связано с повторным воспроизведением этой информации.
Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) изрек: «Аллах сделает запретным Рай и неизбежным Ад для тех, кто завладел чужим имуществом посредством ложной клятвы». Один человек спросил: «Даже если он присвоит себе небольшое имущество?» Пророк ответил: «Даже если он завладеет веткой дерева Арак!», и повторил свой ответ трижды (Муслим).
Пророк (с.а.с.) часто повторял особо важные части своего наставления по три раза, что указывает на важность повторения. Анас ибн Малик (р.а.) рассказал: «Мы были возле Пророка незадолго до его смерти. Он делал наставления нам. Когда речь зашла о намазе, он трижды сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении намаза!» (аль-Байхаки).
15. Применение общих выражений и дальнейшее их разъяснение.
Однажды возле Пророка (с.а.с.) и его сподвижников пронесли двух покойников. Посмотрев им вслед, Пророк (с.а.с.) сказал: «Избавившийся и тот, от которого избавились». Сподвижники удивленно спросили: «Кто такие избавившийся и тот, от которого избавились?» Пророк ответил: «Верующий раб после смерти избавляется от трудностей и зла этого мира и возвращается к милости Аллаха. Когда же умирает нечестивец, то этим самым от него избавляются другие люди, деревья и животные» (аль-Бухари).
Иногда Пророк (с.а.с.) говорил общими фразами для того, чтобы заинтересовать людей и заставить их задать ему соответствующие вопросы. Один раз посланник Аллаха (с.а.с.) изрек: «Аль-муфарридуна (посвящающие) опередили». Люди спросили: «А кто такие «аль-муфарридуна», о посланник Аллаха (с.а.с.)?», на что Пророк (с.а.с.) сказал: «Это мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха» (Муслим).
Islam-today