Топ-15 лучших правил воспитания от самого Пророка ﷺ
Умма пророка Мухаммада (с.а.с.) является самой многочисленной из общин. Были пророки, за которыми последовало всего несколько человек, а были и такие, последователи которых исчислялись сотнями тысяч и даже миллионами. Однако ни одна община не сможет сравниться по численности с Уммой мусульман.
Если вспомнить, как все начиналось, то можно увидеть, что первыми последователями Пророка (с.а.с.) были несколько его друзей и членов семьи. Затем религию Аллаха начали принимать бедняки, невольники и люди, не имеющие какого-либо авторитета в своем племени.
В то время многобожники и представить себе не могли, что последователи посланника Аллаха (с.а.с.) станут самой многочисленной общиной, завоюют огромное количество империй и государств, а также распространят призыв ислама по всей земле.
Как же Пророк (с.а.с.) добился такого невероятного успеха? Весь секрет лежит в следовании руководству Всевышнего Аллаха, что ниспосылалось ему в течение 23 лет. Опираясь на эти откровения, посланник Аллаха стал лучшим наставником и учителем, создавшим лучшую из общин.
В этой статье мы поговорим о методах пророческого воспитания и наставничества, которые следует использовать мусульманам в своем призыве к религии, в воспитании богобоязненных детей и созидании праведной атмосферы вокруг себя.
1. Личный пример.
Все, к чему призывал Пророк (с.а.с.), он делал лично. Он на своем примере обучал людей, как совершать молитву, держать пост, делать омовение, совершать паломничество и многие другие виды поклонения. Пророк (с.а.с.) говорил своим сподвижникам: «Совершайте намаз так, как это делаю я. Если придет время молитвы, пусть один из вас скажет азан, а самый старший среди вас пусть проведет молитву».
Во время битвы при Бадре около семидесяти трех человек попало в плен к мусульманам. После сражения Пророк (мир ему) разделил пленных среди своих сподвижников и велел им заботиться о них. Так божий Посланник хотел, чтобы пленные многобожники увидели, как живут и поклоняются верующие люди, чтобы их личный пример подтолкнул их к принятию истинной религии.
2. Постепенность в установлении запретов.
Понимая, что люди не смогут за раз целиком и полностью отказаться от поступков, которые они привыкли совершать, Всевышний Аллах запрещал определенные вещи постепенно, по этапам. Это является указанием на гибкость шариата, который был ниспослан для того, чтобы люди обрели счастье в обоих мирах.
Самым ярким примером «закона постепенности» является запрет опьяняющих напитков. Этот запрет прошел через несколько этапов.
Первый аят, который был первым предвестников установления запрета, звучит следующим образом: «Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (ан-Нахль, 67).
Через определенное время было ниспослано: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех и некоторая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» (аль-Бакара, 219).
Потом Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете осознавать то, что произносите» (ан-Ниса ,43). В этом аяте Аллах запретил пьяным людям приближаться к молитве, пока они не протрезвеют. И уже потом был ниспослан окончательный запрет:
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 90-92).
3. Умеренность в обучении и избегание затруднений.
Абу Муса (р.а.) рассказал: «Когда Пророк (с.а.с.) отправлял сподвижников в какое-нибудь селение, он говорил им: «Приносите радость, а не отпугивайте, облегчайте, а не обременяйте» (Муслим).
Абдуллах ибн Мас'уд (р.а.) каждый четверг выступал перед людьми с проповедью и наставлениями. Однажды один из слушающих сказал ему: «О Абу Абд ар-Рахман! Было бы хорошо, если бы ты давал нам наставления каждый день!» Сподвижник на это ответил: «Я не хочу, чтобы вы устали от проповедей. Пророк (с.а.с.) для наставлений всегда подбирал такие дни, когда люди готовы были его охотно слушать» (аль-Бухари).
4. Умение учитывать личные особенности каждого.
Посланник Аллаха (с.а.с.) при общении с людьми учитывал их духовное и физическое положение, их характер и темперамент, степень богобоязненности и нравственные качества.
Когда сподвижники спрашивали: «Какие дела являются наилучшими перед Аллахом?» – Пророк (с.а.с.), учитывая все выше перечисленное, отвечал всегда по-разному на этот вопрос. Например:
– Вера в Аллаха, сражение на Его пути и благочестивый хадж (аль-Бухари).
– Поминание Аллаха («аль-Муватта»).
– Доброе отношение к родителям (Ибн Маджа).
Каждый человек отличается от других степенью понимания религии и степенью выполнения его предписаний. По этой причине посланник Аллаха (с.а.с.) некоторым людям не рассказывал о таких вещах, о которых он рассказывал другим, более образованным и праведным сподвижникам.
Однажды сподвижники спросили его: «О посланник Аллаха! Можно ли нам рассказывать людям все, что мы слышим от тебя?»
Пророк (с.а.с.) ответил: «Не говорите людям того, что они не готовы принять. Ведь если вы станете рассказывать все, это может ввести их в смуту».
5. Построение диалога и использование метода «Вопрос-ответ».
Многие хадисы Пророка (с.а.с.) начинаются с вопроса. На некоторые его вопросы сподвижники отвечали, что знали, на другие они лишь говорили: «Аллах и Его посланник знают лучше».
Целью подобных вопросов было завладеть вниманием людей, и Пророку (с.а.с.) это удавалось как никому другому. Однажды посланник Аллаха спросил: «Знаете, кто такой банкрот?» Некоторые ответили: «У нас принято считать банкротом того, кто лишен денег и имущества».
Пророк тогда изрек: «Муфлисом (банкротом) в моей общине является тот, кто придет на великий Суд с вознаграждением за намазы, посты или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то безосновательно обвинил в прелюбодеянии, бесправно завладел чужим имуществом, бесправно пролил чью-то кровь, кого-то побил. И по этой причине, его вознаграждения отдадут тем, кого он обидел. А если его наград не хватит на всех этих людей, то их грехи будут возложены на него, а после этого он будет брошен в Ад» (Муслим).
Продолжение следует…
Islam-today