Разрешено ли мусульманам шутить и смеяться?
Всевышний избрал человека среди прочих живых существ и наградил его разумом, свободной волей, а также особым качеством, которое мы знаем как чувство юмора. Юмор обычно определяют как способность видеть противоречия в окружающих человека явлениях и умение посмеяться над ними.
Некоторые люди ошибочно считают, что человеку верующему шутить и смеяться не пристало, он должен всегда быть серьезным. На самом деле это заблуждение. Известно, что Пророк (мир ему) шутил и играл со своими женами, мог пошутить вместе со сподвижниками. Его супруга Аиша (да будет доволен ею Всевышний) вспоминала, что Пророк (мир ему) часто шутил со своими домочадцами:
«Он был самым приятным из людей – всегда улыбался и радовал нас» (Муснад Ибн Рахавай).
Однако в вопросах шуток и юмора для верующего человека есть определенные пределы, когда шутки действительно становятся порицаемыми и неуместными. Где же проходят эти границы, за которыми веселье может стать грехом?
В одном из хадисов сказано:
«Не спорь со своим братом, не насмехайся над ним и не давай ему обещаний, которые ты не выполнишь» (Тирмизи).
Здесь речь говорится о том, что в основе отношения верующего человека к другим должно лежать уважение к людям. Человека нельзя обманывать, не стоит спорить по пустякам и нельзя шутить над людьми так, чтобы им было обидно. Итак, над чем же не следует смеяться верующему человеку:
1. Прежде всего, нельзя шутить над священными вещами, над религией – не только над собственной, но и над чужой религией. Порицается высмеивать вещи, в которые верят другие люди – даже если вы считаете, что их убеждения неразумны и ошибочны. Ведь вам будет неприятно, если кто-то из этих людей посмеется над тем, во что вы верите и что вам дорого?
2. Порицаемо шутить над патриотическими чувствами других людей, рассказывать какие-то шутки и анекдоты, где высмеиваются представители других народов, где они представляются в глупом и некрасивом виде. Вообще, национализм и презрение к людям других народов есть чрезвычайно дурное качество, которое не должно быть присуще верующим.
3. Нельзя смеяться над физическими недостатками других людей: близорукостью, хромотой, неловкой походкой, маленьким (или слишком высоким) ростом и тому подобным. Также порицаемо давать человеку прозвища, которые отражают какие-то его внешние качества или умственные способности: Лысый Ахмед, Длинный Марат, Расим-глупец, Болтливая Фатима и прочее.
4. Нельзя пугать другого человека даже в шутку. К примеру, прятать его вещи, сообщать ему какие-то неверные сведения (что он испачкался, порвал одежду) как делают некоторые люди.
Сподвижники Пророка (мир ему) передают, что однажды во время похода они в шутку спрятали стрелы одного из них, пока он спал. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться. Пророк (мир ему) спросил их: "Чему вы смеётесь?" Они ответили: "Мы взяли его стрелы, пока он спал, и это испугало его". Тогда он сказал: "Запрещено верующему пугать других людей" (Абу Дауд, Тирмизи).
5. Нельзя лгать даже в шутку.
Когда сподвижники отметили, что Пророк (мир ему), подобно им, шутит с ними, он подтвердил, что иногда любит пошутить, но при этом говорит только правду. Он также говорил:
«Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжёт, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)
6. Нельзя смеяться и злорадствовать над неприятностью, в которую попал человек: если он, к примеру, поскользнулся и упал; потерял какую-то вещь, поссорился с женой. В чужом несчастье нет ничего смешного. Представьте, что кто-то также посмеется над вашими проблемами.
7. Также шутки и веселье должны быть к месту и вовремя. Странно и некрасиво выглядят люди, которые пытаются шутить во время серьезного разговора, на уроке или на лекции, во время проповеди в мечети, на похоронах и на кладбище.
8. Верующий человек может иногда пошутить, здесь нет греха, если шутки хороши и не обидны ни для кого, но делать это следует в меру.
Легкомысленный человек, который постоянно над чем-то смеется и ни к чему не относится серьезно, не будет пользоваться уважением окружающих и самое главное, из его сердца будет уходить богобоязненность:
«Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце» (Бухари).
Итак, в вопросах отношения к юмору и смеху верующим людям не следует впадать в одну из двух крайностей. Не следует быть слишком серьезным, поскольку такой человек производит впечатление напыщенного и высокомерного, особенно важно уметь посмеяться над собой, не относиться к себе слишком серьезно.
Но не следует впадать в обратную крайность и постоянно над чем-то смеяться, не принимать ничего всерьез, высмеивать других людей. Из сердца такого беспечного и легкомысленного человека уходит страх перед Всевышним и боязнь греха.
Анна Кобулова