От чего черствеют сердца?
Путь веры – это духовный путь. Каждый раб Аллаха переживает взлёты и падения на этом пути, о которых знает только он и его Господь. Это борьба, невидимая глазу, но так хорошо ощущаемая сердцем, которое то покрывается пеплом совершаемых грехов, то, очищаясь, сверкает подобно солнцу. Всевышний Аллах оставляет отпечаток этой борьбы либо нуром – божественным светом на лице, либо гасит его, погружая во мрак.
Путь веры – постоянный выбор. Если человек угождает своему нафсу, сближаясь с мирским, значит, он забыл об Аллахе, а Аллах оставил его с тем, ради чего тот забыл своего Господа. Но разочарование и страх непременно постигают тех, кто возлагает надежды на тленное. Ведь «Мирская жизнь проклята, и проклято всё, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Если же раб обуздает нафс ради Лика Создателя, то возвысится в духовных степенях, очистится от недостатка – любви к мирскому, всецело погрузившись в сладость своей веры! Это состояние обещано самим Аллахом:
«Поистине, приближенные [аулия] к Аллаху не познают страха и не будут опечалены [в вечной жизни]. [И это] – те, кто уверовал и был богобоязненным [выполняя повеления Аллаха и избегая запретного]» (сура «Юунус», аяты 62, 63).
О верующий, ревностно береги свою веру от покушения мирского. Ибо сказал Абу Дарда: «Я опасаюсь за то, что вы, увлёкшись тем, что даётся человеку во благо, склонитесь к страстям. Плотские желания проявляются тогда, когда у вас мало знаний, а пища обильна. Самым благим из вас является тот, кто станет советовать своему приятелю:
«Давай поститься, прежде чем нас постигнет смерть!» А самым плохим из вас окажется тот, кто станет говорить: «Давай развлекаться прежде, чем придёт смерть. Будем есть и пить, радоваться и наслаждаться жизнью!» (Абу Нуайм, Хилья, 1, 218).
Об этом же сказал и Пророк (мир ему): «Самыми плохими из моей общины являются те, которые утопают в роскоши, употребляют изысканные блюда, носят изысканную одежду и посвящают много времени пустословию!» (Байхаки).
Аллах создал людей для поклонения, дабы познали они своего Творца. И только так возможно достичь покоя, истинного счастья. Ведь познавшие Господа окунаются в божественную любовь, которая ни с чем не сравнится. Однако, чтобы удостоиться любви самого Аллаха, необходимо пройти испытания, постепенно отказываясь от всего мирского.
К концу этого пути в сердце раба должен остаться только Всевышний. Вот тогда он осознает истинную суть единобожия «ля иляха илляллах!» Радость и горе затмятся слезами наичистейшей любви.
О, верующий! Достаточно ли в твоём сердце любви к Нему для отказа от самого себя? Или же религия и божество у тебя иные?.. Будь бдителен, чтобы эти слова Аллаха ни в коем случае не относились к тебе:
«Видел ли ты того, кто сделал свою страсть себе богом? Аллах ввел его в заблуждение по [Своему] знанию, запечатал его слух и сердце и накрыл его зрение покрывалом [такие ни за что не уверуют]. Кто же наставит его на [истинный] путь, если не Аллах? [Никто не наставит!] Неужели вы не примете наставление?!» (сура «Джасийя», аят 23).
Так, Ибрахиму ибн Адхаму по милости Создателя дано было знать о пути, который никогда не приведёт к познанию сладости веры. Однажды он спал на своём королевском ложе. В полночь крыша его палаты начала дрожать, словно кто-то ходил по ней.
«Кто там?», – спросил он. «Друг, – ответили ему. – Я потерял своего верблюда и ищу его на этой крыше». «Глупец, ты ищешь верблюда на крыше?», – прокричал Ибрахим. «Да, ведь и ты ищешь Бога в шёлковых одеяниях, нежась на ложе из золота!»
Эти слова пробудили Ибрахима ото сна гафлята – праздной беспечности и остались напоминанием в наследство умме Посланника (мир ему) до Судного Дня. Ибо любовь к мирскому делает сердце чёрствым даже у верующего. Не оттого ли сегодня много смеются и мало плачут?
Айна Замаева