Наставление пятницы: 7 больших грехов и пользование имуществом сироты

Фото: Magsi/ shutterstock.com
Блеск детских глаз ценнее всего на свете
Посланник Аллаха ﷺ сказал своей дочери Фатиме с двумя женщинами: «Сироты Бадра имеют преимущество перед вами» (Абу Давуд, Харадж, 19-20). Его устремления опекать сирот, дошедшее до нас через предания, проникают в самое сердце.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В любом имуществе имеется еще то, что нужно отдавать, кроме закята» (Тирмизи, Закят, 27). Опека над сиротами, кроме просто благого дела, является еще и большой ответственностью.
Посланник Аллаха ﷺ объяснил ее, прочитав следующий аят:
«Благочестие состоит не в том, что вы обращаете ваши лица в сторону востока и запада. Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, Судный день, ангелов, Писание и пророков; кто тратит свое имущество в пользу родственников, сирот, бедных, находящихся в пути, просящих милостыню и рабов, а также совершает намаз, выплачивает закят, выполняет условия заключенного договора, проявляет терпение во время трудностей, болезни и сражений. Такие люди являются праведными и богобоязненными» (Бакара, 177).
Каким же большим грехом является пользование имуществом сироты! Посланник Аллаха ﷺ перечислил этот грех среди семи больших грехов, рядом с убийством и клеветой, которые ведут человечество к погибели (Муслим, Иман, 145).
Такой поступок является непростительным для людей, обладающих высокой культурой и придерживающихся веры, которая соблюдает права сирот, не способных ухаживать за собой. Напротив, опека над сиротами, которых нам доверил Аллах, заменяя им родителей, является для нас открытыми вратами в рай.
Ислам запрещает пользоваться имуществом сироты. Однако в случае, если опекун является бедным, то ему дозволено по мере необходимости пользоваться его имуществом (Бухари, Тафсир (Ниса) 2; Муслим, Тафсир, 10).
САДАКА ПЯТНИЦЫ: поможем вместе Роберту — ему необходим круглосуточный уход
Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришел человек и сказал, что он является бедняком и еще присматривает за сиротой. Посланник Аллаха ﷺ разрешил ему пользоваться имуществом того сироты при условии, что он не будет излишне его тратить (исраф), растрачивать попусту и не присвоит себе (Абу Давуд, Васайа, 8; Насаи, Васайа, 11).
Абдуллах б. Аббас передал, что когда были ниспосланы аяты:
«Не распоряжайтесь имуществом сироты, кроме как на благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия» (Анам, 152), и
«Воистину, те, которые по несправедливости проедают имущество сирот, наполняют животы огнем и будут гореть в адском пламени» (Ниса, 10),
– все те, у кого в доме были сироты, покинули собрание Посланника Аллаха и отделили пищу сирот от своей пищи и питье сирот от своего питья. Теперь на столе сироты еды стало больше.
Для того чтобы случайно не съесть принадлежащее сироте, они стали хранить то, что оставалось с сиротского стола. Но из-за этого еда стала портиться. Такое положение стало затруднительным для сподвижников. Они рассказали о ситуации Посланнику Аллаха ﷺ. Через некоторое время был ниспослан аят:
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – благое деяние». Если же вы объедините свое и их имущество, то (не забывайте, что) они – ваши братья. Аллах различает нечестивца от творящего благое дело. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый» (Бакара, 220).
После этого сподвижники объединили свою еду с едой сирот и свое питье с питьем сирот (Абу Давуд, Васайа, 7).
Сподвижники были столь внимательны к этому, ибо Посланник Аллаха ﷺ сообщил о том, что «кафиль аль-йатим», т. е. поручители за сирот, будут рядом с ними в раю (Бухари, Талак, 25).
Слово «кафиль» является однокоренным слову «кафаля», корнем является слово «кифль». Слово «кифль» означает седло, одежду, долю и тех, кто идет позади войска для того, чтобы поторапливать отстающих (Ибн Манзур, Лисан аль-араб). Использование в хадисе именно этого слова несет глубокий смысл... «Кафиль аль-иатим» – это тот, кто опекает сироту, одевает, кормит...
Мать, которая не отделяет от своих детей сироту и опекает его, как родного, поможет ему найти свое место в жизни; станет его теплой одеждой, которая своей любовью и милосердием будет согревать его в холодные ночи... Это не односторонняя забота. Ведь в аяте говорится:
«О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и уверуйте в Его Посланника, и Он воздаст вам вдвойне по милости Своей, дарует вам свет, который будет показывать вам путь, и простит вам. Ведь Аллах – Прощающий, Милосердный!» (Хадид, 28).
Человек получит двойное воздаяние, упоминаемое в Коране словом «кифляйн»…
Дела, приближающие к Пророку ﷺ: забота о сиротах
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Аллах, я строго предупреждаю (людей) о правах двух слабых: сирот и женщин, и (особо) запрещаю ущемлять их права» (1M3678 Ибн Маджа, Адаб, 6; Н9664 Ибн Ханбал, ІІ, 440).
Нужно со всех сторон постараться заменить сироте его родителей. Это звенья цепочки, включающей в себя опеку, и имеющей материальные, моральные, социальные стороны. Имущество сироты должно быть под защитой. Нужно не просто защищать его имущество, но и пресекать любые случаи, которые могут привести к порче имущества сироты. Как передается, Посланник Аллаха предупредил Абу Зарра о том, что не считает его способным защищать имущество сироты по причине того, что он сам беден (Муслим, Имарат, 17; Абу Давуд, Васайа, 4).
Посланник Аллаха ﷺ говорил о том, что опекун должен сохранить вверенное ему имущество сироты до его совершеннолетия и разрешил управлять/пускать в дело при условии, что оно не пропадет и не потеряет ценность. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте внимательны! Кто станет опекуном сироты, у которого есть имущество – то пусть пустит его в оборот, и тогда закят не убавит его (по причине того, что оно просто лежит без дела)» (Тирмизи, Закят, 15).
Сподвижники прислушались к этим словам и приняли его для себя как принцип. Например, досточтимый Умар настойчиво говорил: ради того, чтобы имущество сироты не обесценилось, его нужно пускать в оборот (Муватта, Закят, 6). Известно, что и праведная Айша старалась пускать в оборот имущество сирот, которых опекала (Муватта, Закят, 6).
Посланник Аллаха ﷺ словами: «Нет сиротства после совершеннолетия» (Абу Давуд, Васайа, 9) определил время окончания сиротства. Однако, что понимается под словом совершеннолетие? Это то самое полное совершеннолетие, когда сирота достигает зрелости, или у этого слова есть другое значение?
Когда Ибн Аббаса спросили: «Когда заканчивается период сиротства?», – он ответил: «Клянусь своей жизнью, бывает человек, у которого борода растет, а он до сих пор не способен отстоять свои права и не может от своего имени отдавать что-то. Вот когда человек сможет отстаивать свои права, поступая честно и полноценно, тогда и можно говорить, что закончилось его время сиротства» (Муслим, Джихад ва сийар, 137).
Коран призывает к тому, чтобы до возраста женитьбы за сиротами присматривали, и вверяли им их имущество только после того, как убедятся, что они твердо стоят на ногах и могут самостоятельно вести свои дела (Ниса, 6).
Фото: MIA Studio/ shutterstock.com
Сирота, который ждет того, чтобы его взяли за руку и подготовили к жизни, является доверенным нам, который нуждается в защите тела, чувств и мыслей. Аллах и Его Посланник ﷺ приказывали относиться очень внимательно к сиротам, которые являются самыми восприимчивыми и хрупкими членами общества.
Когда человек поймет, что его счастье заключено не в преходящем и обманчивом богатстве и власти, тогда лишь он поймет, что блеск детских глаз ценнее всего на свете. И тогда аят:
«Если же вы объедините свое и их имущество, то (не забывайте, что) они – ваши братья» (Бакара, 220), сможет занять заслуженное место в нашей жизни.
«Помощь сиротам – благо»: где в России нет детских домов?
На основе издания «Дети в свете хадисов»
