Молчание – признак веры?
«Слово – серебро, молчание – золото», – так гласит поговорка, указывающая нам на достоинство молчания и отдаления от пустой болтовни. У каждого народа свои пословицы и поговорки на данную тему, для нас же, мусульман, главным доводом достоинства молчания являются Коран и сунна Пророка (с.а.с.).
Коран и сунна о молчании
Предостерегая от грехов языка и пустословия, Всевышний Аллах говорит:
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (Каф, 18).
Аллах сообщил нам, что к нам приставлены ангелы-писцы, которые записывают все, что мы делаем и говорим. Разумный мусульманин помнит об этом и не позволяет себе говорить то, что вызывает гнев Аллаха.
Относительно молчания также есть множество хадисов, в одном из которых Пророк (с.а.с.) изрек: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день, говорит благое либо молчит» (аль-Бухари, Муслим). В этом хадисе Пророк (с.а.с.) связал произнесение благих речей и молчание с верой. Отсюда, вера того, кто пустословит и произносит непристойные слова, является неполноценной.
В другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто обещает беречь от греха то, что у него между губами, и то, что между ногами, тому я обещаю Рай» (аль-Бухари).
Ибн Абд аль-Барр (р.а.), комментируя данный хадис, сказал: «В этом хадисе есть указание на то, что самые тяжкие грехи человек совершает своим ртом и половыми органами. К грехам рта относятся распитие спиртного, лжесвидетельство, слова неверия, обвинение целомудренных людей в прелюбодеянии, поедание запретного и так далее. К грехам половых органов относятся прелюбодеяние и гомосексуализм».
Высказывания ученых о молчании
Предшественники очень ответственно относились к тому, что произносили. Были среди них такие, которые могли подсчитать слова, сказанные им между двумя пятницами. Али ибн Абу Талиб (р.а.) говорил: «Страх перед гневом Всевышнего достигается путем усердия в молчании».
Абу ад-Дарда (р.а.) изрек: «Учитесь молчать так же, как учитесь говорить. Воистину, молчание – великое качество. Не говорите насчет того, что вас не касается, и не болтайте много, чтобы рассмешить людей».
Вухейб ибн аль-Вард (р.а.) сказал: «Мудрость делится на десять частей. Девять из них заключены в молчании, а десятая часть – в отдалении от людей».
Великий табиин и мудрец, аль-Хасан аль-Басри (р.а.), говорил: «Благие слова лучше молчания, а молчание лучше порочных речей и пустословия».
Islam-Today