Где грань между патриотизмом и национализмом? Ответ с точки зрения ислама
Начало: "Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня"
Думаю, мало найдется людей, которые не любили бы своих родителей. Что может быть естественней для человека, чем любить отца и мать. Так же, как любовь к семье, для человека естественна любовь к своей родине – к городу или селу, где он родился и вырос, к народу, из которого он происходит, к родному языку, его традициям, обычаям, песням и музыке, литературе и искусству.
Все мы гордимся успехами выдающихся людей, происходящих из наших народов, нашим героическим прошлым, нашей историей. Недаром во многих языках слова «родина» («родина-мать») или «отчизна» однокоренные со словами «мать» или «отец». Слово «патриотизм», которым обозначается любовь к родине и своим корням, также происходит от латинского слова «патер» - «отец».
Религия не запрещает человеку выражать любовь к родной земле и своей стране. Известно, что сам пророк Мухаммад (мир ему) был очень привязан к своему родному городу Мекке и его жителям, даже когда они еще были язычниками. Передается, что когда его вынудили оставить родные места, он обернулся к родному городу и воскликнул:
«Клянусь Аллахом, ты – самая любимая для меня земля и лучшее место на земле для меня. Если бы твои жители меня не изгнали, я бы сам никогда тебя не покинул!».
Родина – это место, где ты появился на свет по воле Всевышнего, здесь жили твои родители и твои предки, уважение к которым предписывает религия. Вокруг тебя живут люди – твои соседи, сослуживцы, знакомые, в отношении которых также полагается проявлять уважение и хорошее отношение.
Есть высказывание праведного халифа Али (да будет доволен им Всевышний), который сказал:
«Державы процветают благодаря любви к родине (проявляемой их жителями)».
Иными словами, если мы желаем жить в процветающем и благоустроенном государстве, мы должны любить свою страну и свой народ. Ведь если ты что-то любишь, ты будешь вкладывать силы и труд в его благоустройство, желать ему блага.
Правда ли, что любовь к родине - это часть имана? >>
Однако в любви к своему народу и к своей родине есть обратная сторона, которая называется национализмом. Когда человек проявляет любовь к своему народу, при этом всячески унижая представителей других народов и жителей других государств. В связи с этим у многих народов бытует множество обидных шуток и анекдотов, где представители того или иного народа высмеиваются и предстают в жалком, смешном виде.
Сподвижник Абу Фусайля (да будет доволен им Всевышний) передает, что однажды он спросил у Пророка (мир ему), чем отличается любовь к своему народу и порицаемый национализм (по-арабски ‘асабия)? Пророк (мир ему) ответил ему на это:
«’Асабия – это когда человек помогает своему народу угнетать других (людей)» (Абу Дауд).
Национализм начинается, когда любовь к своему народу переходит в превозношение над другими, уничижительное отношение к ним, если из этой любви вытекает несправедливость по отношению к другим народам. Вот такая любовь к родине и своему народу, наоборот, порицается и осуждается религией.
Когда Пророк (мир ему) обратился с проповедью к арабам, среди них бытовало именно такое отношение к другим людям. Они считали себя в высшей степени благородным и храбрым народом, а всех остальных, наоборот, людьми «второго сорта». Пророк (мир ему) называл такое отношение к людям пережитками язычества и строго осуждал своих сподвижников, если видел в них такое поведение.
К примеру, передается, что однажды Абу Зарр поспорил о чем-то с чернокожим сподвижником Билялем, сказав ему в гневе: «Ты, сын черной женщины!». Когда Пророк (мир ему) услышал об этом, он очень рассердился, сказав Абу Зарру: «В твоем сердце сохранились остатки джихилии (доисламского невежества)».
Также известно, что некоторые сподвижники смеялись над Салманом аль-Фариси за то, что он был персом, а не арабом. На что Посланник Всевышнего (мир ему) сказал: «Салман – часть моей семьи (ахлю-бейт)». То есть, он не менее дорог Пророку, чем его родные и члены семьи.
Когда Пророк (мир ему) женился на Сафие бинт Хувей (да будет доволен ей Всевышний), другие его жены поначалу ревниво относились к ней, не забывая напомнить ей о ее еврейском (более низком, по их мнению) происхождении. Но ее супруг научил ее отвечать им, что ее отцом был Муса (Моисей), а дядей Харун (Аарон), мир им обоим. Иными словами, если арабские женщины гордятся своими предками, то она, тем более, имеет право ими гордиться – ведь из ее народа произошли такие великие пророки.
Уничижительное отношение к тем или иным народам коренится в языческом прошлом, когда люди считали свой народ происходящим от хороших, добрых богов, а представителей других народов порождением низших, темных сил, злых духов. Но для верующих в Единого Бога такое отношение к людям других национальностей неприемлемо, поскольку всех людей сотворил Единый Господь, и все люди имеют одного отца – Адама. В своей прощальной проповеди Посланник (мир ему) еще раз напомнил людям о их равенстве перед Всевышним:
«О люди! Поистине, у вас один Господь, и один отец - Адам. И нет превосходства у араба над не-арабом, и у не-араба у над арабом. Как и нет превосходства белого человека над черным, и черного над белым» (Ахмад).
Итак, религия не запрещает, а наоборот, поддерживает верующего человека в любви к месту, где он живет, к своей родине и своему народу. Но в этом вопросе следует соблюдать справедливость, чтобы любовь к своему народу не переходила в национализм, пренебрежительное отношение к людям других национальностей. Ведь все люди – создания одного Творца, которые все одинаково заслуживают уважения.
Анна Кобулова