Что сказано в Коране о правилах вежливости?
Коран является чудесным откровением Господа. И ниспослал Всевышний Его лучшему из творений – Пророку Мухаммаду ﷺ.
Благородная Книга Аллаха – источник великой мудрости мусульман. Сунна посланника Аллаха ﷺ показывает нам, как на примере лучшего из людей, может выстраивать свою жизнь и простой мусульманин.
Что сказано в Коране о правилах вежливости? Какой видит вежливость Всевышний? И на что должны обращать внимание верующие мусульмане? Попробуем сегодня обратиться к Корану и узнать некоторые подробности.
«Много смысла в малом количестве слов»
От того, как именно мы обращаемся, как и что мы говорим с окружающими, и складывается впечатление о нас.
Одно из правил вежливости мусульманина: его речь должна быть, благозвучной, отражающей его внутренний мир и, конечно же, исключающей какой-либо мат.
Из жизни посланника Аллаха ﷺ нам известны слова его сподвижников, которые говорили: «Речь пророка Мухаммада ﷺ была настолько ясной, что все присутствующие легко понимали его» (Абу Дауд). Они также уточняли, что речь его была всегда степенной, запоминалась всеми, и он мастерски умел вмещать «много смысла в малом количестве слов» (Джавамиг аль-калим).
Также у мусульман есть непререкаемое правило: на собраниях первым разговор начинает всегда старший по возрасту человек. Общаясь со старшими, надо выражать свое уважение, почтительно обращаясь к ним на «Вы».
В Коране передано: «О верующие! Когда вас просят на собраниях [Посланника Аллаха] сесть шире, то садитесь шире. Аллах даст вам широту [в земных и вечных благах]. А когда вам говорят встать, то [не раздумывая] вставайте. Аллах возвышает верующих среди вас и обладателей знания по степеням. И Аллах знает обо всем, что вы делаете». (аль-Муджадаля, 11).
Чужие дома и чужие богатства для мусульманина табу. О том, как вести себя в гостях говорит Аллах в Коране.
«Тебя [о Мухаммад] спрашивают о новолуниях. Ответь [им]: «Они [определяют] время для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны [как делалось во времена джахилии]. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!». (Аль-Бакара, 189).
«О верующие! Не входите в чужие дома без разрешения, не поприветствовав салямом хозяев. Так [поступать] лучше для вас [чем входить в дом без разрешения]. Примите же наставление! А если вы никого [дома] не застанете, то не входите, пока вам не разрешат. И если вам скажут [после того, как вы попросили разрешения войти]: «Уходите!» – то уйдите. Так [уйти в этом случае] будет чище для вас [чем стоять возле двери]. Поистине, Аллах знает обо всем, что вы делаете [и воздаст вам за ваши дела]. Нет на вас греха, если вы без разрешения зайдете в нежилые [не принадлежащие конкретному лицу] дома, в которых ваше имущество. Аллах знает все, что вы проявляете, и все, что вы скрываете». (Ан-Нур, 27-29).
Умение общаться и билет в Рай
О важности умения общаться Пророк Мухаммад ﷺ также говорил: «Кто даст мне слово, что будет хранить то, что находится между двумя челюстями (имеется в виду язык) и свою честь, то я ему дам слово, что он непременно попадет в Рай» (Бухари). Он очень не любил хвастунов, и людей без чувства меры во всем, будь то желание праздно есть, много говорить и преувеличивать.
«О верующие! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят к трапезе. Но не дожидайтесь ее приготовления. Но если вас позовут, то входите, а когда поедите, расходитесь и не оставайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стесняется вас, но Аллах не стесняется правды. И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец. Не нужно огорчать Посланника Аллаха и жениться на его женах после него. Поистине, это перед Аллахом – большой грех». (Аль-Ахзаб, 53).
«Лучшая сторона жизни – золотая середина»
«Тот, кто лжет, тот не из нас» заповедовал нам Любимец Аллаха ﷺ. А потому к каждому человеку, он учил находить свой подход, соответственный его состоянию.
«Он нахмурился и отвернулся от того, что к нему пришел слепой. Откуда ты знаешь – возможно, он очистится или примет наставление, и оно принесет ему пользу. Тому же, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание. Но не будет твоей вины, если он не очистится. А того, кто приходит к тебе, спеша и боясь [Аллаха], ты оставляешь без внимания». (Абаса, 1-10).
Всем известен хадис: «Лучшая сторона жизни – золотая середина». По этому поводу также Абу Бакр (р.а.) наставлял своих близких: «Лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока не попросят замолчать».
Человек – совершенное существо Всевышнего Аллаха. Лучшее, что Он когда-либо создавал. Именно поэтому люди должны уметь подчинять язык разуму, а не разум языку.
«О верующие! Пусть невольники [рабы и рабыни] и те, кто не достиг совершеннолетия [но уже осознают наготу], просят у вас разрешения войти в комнату в три периода [времени]: до утреннего намаза, когда вы снимаете одежду днем [в период намаза зухр] и после ночного намаза. Это три периода времени уединения для вас. Ни на вас, ни на них [невольницах и детях] нет греха за вход без разрешения в других случаях, кроме этих [трех] времен, ведь вы [дома] все время заходите друг к другу [по разным нуждам]. Так Аллах объясняет вам знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый. И когда ваши дети достигнут совершеннолетия [по Шариату], то пусть просят разрешения [войти всегда], как просят разрешения взрослые. Так Аллах объясняет вам Свои знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый.
На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество [и у которых уже нет потребности в браке], нет греха, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своих украшений. Но отказаться от этого лучше для них. И Аллах – Слышащий, Знающий. Нет греха для слепого, нет греха для хромого, нет греха для больного и для вас самих, если вы будете есть дома у вас [у ваших детей], или дома у ваших отцов, или дома у ваших матерей, или дома у ваших братьев, или дома у ваших сестер, или дома у ваших дядей по отцу, или дома у ваших теток по отцу, или дома у ваших дядей по матери, или дома у ваших теток по матери, или в домах, ключи от которых у вас, или в доме у вашего друга [то есть, можно есть еду в перечисленных домах, если даже их хозяев там нет]. Нет греха на вас, будете ли вы есть все вместе или по отдельности. Когда заходите в дом, то приветствуйте себя [друг друга] хорошим благодатным приветствием [пришедшим] от Аллаха [за которое будет награда].
Так Аллах объясняет вам аяты, чтобы вы поняли [их и приняли]. Поистине, верующие – лишь те, которые поверили в Аллаха и Его Посланника. Когда они рядом с ним [Посланником Аллаха] по общему делу, то пусть не уходят, не попросив у него разрешения [уйти]. Поистине, просящие у тебя разрешения на самом деле верят в Аллаха и Его Посланника. Если они просят у тебя разрешения [уйти] из-за своих дел, то разрешай, кому пожелаешь, и проси у Аллаха прощения за них. Поистине, Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]». (Ан-Нур, 58-62).
Коран – это наставление для всех живущих на этой земле. Так пусть же общение всех его обитателей друг с другом будет вежливым, добрососедским и богобоязненным.
Амир Исламов