2 качества, которые не могут одновременно быть присущи мусульманину
Начало: Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Почему не стоит вмешиваться в чужие дела
Продолжая разговор о том, каким должен быть истинно верующий человек, хочется еще несколько слов сказать о том, каким верующий человек быть не должен. И в этом нам поможет очень мудрое пророческое высказывание:
«Существуют два качества, которые не могут сочетаться в верующем человеке одновременно. Это – скупость и дурной нрав» (Тирмизи).
По прямому смыслу текста можно подумать, что речь в хадисе идет о том, что истинно верующий не должен быть жадным и одновременно невежливым, невоспитанным. И это будет правильным.
Мы знаем о том, что Пророк (мир ему) обращал особое внимание на воспитание в своих последователях благого нрава и хорошего поведения. Верующий человек не употребляет грубых слов и выражений, не сквернословит, благодарит за услугу и извиняется за совершенные ошибки.
«Несвойственно верующему ни ругать, ни проклинать, ни произносить непристойности, ни сквернословить» (Тирмизи).
Верующий человек также уважителен ко всем людям – он не презирает тех, кто моложе него или стоит ниже по социальному статусу (более бедных или подчиненных ему людей). Равно как он проявляет уважение к старшим – по возрасту или по обладанию знаниями:
«Не относится к нашей общине тот, кто не милосерден к младшим и не почитает тех, кто старше него» (Тирмизи).
Подобным порицаемым качеством является жадность к деньгам и имуществу, когда человек не в силах расстаться даже с малостью из своего имущества, чтобы помочь нуждающемуся:
«Щедрый близок к Аллаху, близок к людям, близок к Раю и далек от Ада. Скупой же далёк от Всевышнего, далек от людей, далёк от Рая и близок к Аду…» (Тирмизи).
Однако смысл хадиса можно расширить и истолковать его в более общем смысле: что здесь речь идет вообще, о внутренней и внешней сущности характера человека. Благой нрав – это любые проявления доброты, милосердия, щедрости, сострадания к людям.
Недаром Пророк (мир ему) подчеркивал, что его миссия заключалась, прежде всего, в исправлении дурного нрава окружающих его людей. Если мы вспомним, какими были арабы до Ислама, то поймем, насколько важным было исправление их нравов.
В обществе напрочь отсутствовали жалость к слабым, уважение к женщинам, любовь к детям, милосердие к подневольным людям – к слугам и рабам. Если верующий человек не научится преодолевать свой эгоизм, алчность, грубость, жестокость, он погубит свою душу, и участь его будет весьма печальной:
«Из того, что будет положено на весы (деяний) в Судный день, нет ничего весомее, чем благой нрав. Воистину, обладатель благородного нрава достигнет степени постящихся и молящихся» (Абу Дауд).
В другом хадисе говорится:
«Самым тяжелым на весах в Судный день окажется хороший нрав. Поистине, Аллах ненавидит всякого непристойного и неприличного» (Тирмизи).
Скупость и жадность также являются проявлением эгоизма человека. Когда человек не проявляет милосердия к нуждающимся, готов пойти на что угодно, даже на преступление, на разрыв отношений с близкими людьми, ради наживы, когда любовь к имуществу становится для него самым главным в жизни.
При этом благой нрав и щедрость должны проявляться внешне. То есть, желательно человеку не только быть добрым по характеру, но уметь правильно вести себя среди людей, быть воспитанным, обладать хорошими манерами.
Теперь как понимать слова хадиса об опасности сочетания в душе верующего скупости и дурного нрава? Представьте себе, что вы встретили человека доброго, сострадательного по характеру и при этом воспитанного, всегда приветливого и приятного в общении. Единственно, у него есть слабость: он бывает чересчур бережливым и экономным, ему трудно расстаться с деньгами.
Возможно, это результат каких-то трудностей, которые он пережил в детстве или юности, возможно, в его семье были примеры скупости. Он готов оказать услугу, прийти на помощь, потратить свое время или силы ради вас, но деньги взаймы просить у него не следует, от этого у него сразу портится настроение. Разумеется, нельзя сказать, что такое поведение похвально, но, тем не менее, все охотно прощают ему такой недостаток, зная о его доброте во всем остальном.
Возьмем обратный пример. Человека щедрого, который совершенно чужд любви к наживе, который без труда жертвует любые суммы на помощь ближнему, спокойно дает деньги в долг случайным знакомым и потом забывает напоминать должникам об отдаче.
Единственный его недостаток – это отсутствие хороших манер. Он вспыльчив, может накричать на подчиненного, сорвать на ком-то дурное настроение, забывает о «волшебных словах» («спасибо» и «пожалуйста»). Однако окружающие его люди, зная о том, как он милосерден и сострадателен по своей сути, как добр и щедр, также охотно прощают ему дурные манеры.
Но совсем печально, если вы видите перед собой человека, лишенного всех вышеперечисленных качеств. Он груб, невоспитан и при этом жаден, эгоистичен, ему нет дела до чужих проблем, самый несчастный человек никогда не дождется от него помощи и сочувствия. Вот о таком сочетании всех человеческих пороков и говорится в вышеприведенном хадисе.
Верующим людям могут быть присущи отдельные недостатки, поскольку они не лишены человеческих слабостей. Но если человек считает себя верующим, но при этом не прикладывает никаких усилий, чтобы избавиться хотя бы от одного из них, его религиозность можно поставить под сомнение.
Анна Кобулова