• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Никому не разрешается следить за тем, что происходит в доме другого человека»

Время чтения: 6 мин
519

Фото: drazenphoto/ elements.envato.com

Фото: drazenphoto/ elements.envato.com

Начало: Конфиденциальность семьи: адабы о неприкосновенности личной жизни

Пророк ﷺ подчеркивал конфиденциальность личной жизни не только своими словами, но и действиями. Например, по словам Абу Хурайры, когда Пророк ﷺ находился дома, как-то он заметил человека, следящего за его домом, что очень сильно разозлило его. Он направился к нему, держа в руках железный стержень, который использовался для расчесывания волос (Бухари, Дийат), однако тот человек развернулся и убежал оттуда.

Человек, нарушивший конфиденциальность личной жизни Пророка ﷺ, очень сильно разозлил его. Когда сподвижники пришли к нему, он гневно проклинал Хакама 6. Абу аль-Аса, следившего за его домом.

Сподвижники, которые редко становились свидетелями того, как Пророк милости проклинал людей, также решили проклясть этого человека, узнав о случившемся. Однако Посланник Аллаха ﷺ не позволил им сделать этого (Ибн Хаджар, Исаба).

В хадисах и книгах по фикху рассказывается про наказание людей, которые следят за чужими домами. По сути, это имеет связь и с вышеупомянутым случаем. Хакам б. Абу аль-Ас был человеком, который не уверовал в Посланника Аллаха ﷺ в мекканский период и доставлял ему различные трудности, а также не усвоил учение Пророка даже после того, как стал мусульманином.

Из аятов и хадисов, связанных с данной темой, можно сделать вывод, что нельзя следить за домами других людей и входить в них без разрешения.

Пророк сказал следующее: «Никому не разрешается следить за тем, что происходит в доме другого человека. Сделав это, он словно проникает в этот дом...» (Тирмизи, Салят; Ибн Ханбал, 280).

В те времена, когда люди использовали завесу вместо двери или ее не было вообще, отправляясь навестить кого-либо, Пророк ждал не напротив двери, а с левой или правой ее стороны, после чего отдавал приветствие и просил разрешения войти (Абу Давуд, Адаб). Ведь если бы он заглянул внутрь дома и тем самым нарушил его конфиденциальность, то не было бы смысла спрашивать разрешения (Абу Давуд, Адаб). 

Спрашивать разрешение - значит требовать позволения хозяина дома, чтобы не стать свидетелем ситуаций, которые хозяин хотел бы скрыть от других людей (Абу Давуд, Адаб). Если же речь идет о непроизвольном взгляде, то человек должен повернуть глаза в другую сторону (Муслим, Адаб; Тирмизи, Адаб).

Пророк ﷺ напоминал людям о том, что поведение человека, нарушающего конфиденциальность личной жизни других людей, не является поведением истинного верующего и граничит с лицемерием. Следующими словами он сообщил о том, что человек, который тайно следит за домами других людей, будет опозорен Аллахом:

«О те, кто уверовали языком, но с сердцами, куда не проникала вера! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки. Кто будет выслеживать их недостатки, у того недостатки будет выслеживать Аллах. Чьи недостатки будет выслеживать Аллах, того Он опозорит даже у себя дома (выставляя его тайные поступки)» (Абу Давуд, Адаб).

Подслушивание разговоров людей, которые не желают, чтобы их слушали, повлечет за собой тяжелое наказание в потустороннем мире. Следующими словами Пророк ﷺ делает акцент на суровости наказания: «Кто будет подслушивать разговоры людей, не желающих или усердно избегающих этого, тому в Судный день в ухо зальют расплавленный свинец…» (Бухари, Такбир).

Изучение человеческих недостатков и выливание их наружу может привести к нравственной деградации общества.

Следующими словами Пророк ﷺ запретил искать недостатки других людей: «Если вы будете искать ошибки и недостатки людей, то внесете смуту в их отношения или же откроете путь для зарождения смуты» (Абу Давуд, Адаб).

По этой причине Абдуллах б. Масуд сказал следующее, когда к нему привели человека со словами «с его бороды капает вино»: «Нам было запрещено искать недостатки у других людей. Однако если мы будем явно осведомлены в чьей-либо вине, мы накажем его» (Абу Давуд, Адаб).

В этом вопросе необходимо обратить внимание на то, что недостатки, которые запрещается искать в человеке и которые не стоит афишировать, должны быть персональными, и они не должны нести вред для другого человека. Скрытие чужих недостатков, которые не несут вреда для других людей и общества, а также предостережение людей в рамках принципа «призыва к благому и отстранения от скверны» является необходимостью религии. Однако запрещается нарушать неприкосновенность семьи и жилища для выявления различного рода проступков.

По этой причине, согласно вышеупомянутым хадисам, если человек нарушил религиозный запрет в своем доме, но это не нанесло вреда другим людям, то его личная жизнь является почтенной, а неприкосновенность его личной жизни находится под защитой религии.

Если же проступок человека имеет воздействие на общество, т. е. несет вред для других людей, то препятствование этому и оповещение компетентных органов о случившемся в наикратчайшие сроки также является религиозной обязанностью. В таких случаях о конфиденциальности личной жизни и речи. В таких ситуациях, как пожар и воровство, требующих немедленного вмешательства, также не нужно просить разрешения для входа в чужой дом.

Фото: silviuzid/ elements.envato.com

Фото: silviuzid/ elements.envato.com

Право на частную жизнь заключается не только в запрете на посещение чужих домов без разрешения. В одном хадисе, например, также говорится о запрете чтения записей/писем человека без его позволения (Абу Давуд, Витр).

Исходя из этого, можно сказать, что получение изображений людей с помощью фотоаппаратов и камер, подслушивание их с помощью телефонов и других подобных устройств, получение, с помощью интернета или другим путем, персональной информации и документов, принадлежащих другим людям, – все это находится в рамках термина «нарушение конфиденциальности».

Вся эта секретная информация и изображения, которые добываются путем нарушения конфиденциальности личной жизни, превратились в насущные материалы журналов и телевизионных программ, являющихся плодами современной популярной культуры. Эти нарушения, ставшие причиной распада семей, осиротения детей и различного рода преступлений, показывают нам важность конфиденциальности личной жизни и уместность религиозных правил, касающихся данного вопроса.

Таким образом, ни один человек не должен изучать личную жизнь другого, проявляя любопытство. Ведь мусульманин, узнавший о ситуации, которую люди хотели бы скрыть от посторонних, совершает грех, поступив недозволенным образом и сделав плохое предположение касательно них, а также создает возможность для совершения других грехов под воздействием увиденного. Подобным образом люди теряют взаимное уважение друг к другу, причиняется вред взаимоотношениям между соседями.

Появляется среда недоверия, в которой все люди сомневаются друг в друге. Каждый верующий, будь то женатый или холостой, мужчина или женщина, несет ответственность в вопросе защиты личной жизни и конфиденциальности. По этой причине, супруги и дети, в первую очередь, не должны раскрывать другим людям свои семейные тайны и не рассказывать о своих взаимоотношениях. Затем они должны уважать конфиденциальность других людей и семей в обществе, а также остерегаться любопытства и плохих предположений.

Словом, каждый человек должен проявлять уважение и чувствительность по отношению к личной жизни и семейным тайнам другого человека. Не стоит забывать, что главная цель божественных и пророческих учений заключается в том, чтобы взять под обеспечение личную жизнь человека и семей, а также сформировать здоровое общество, где будут господствовать мир, доверие и хорощая нравственность.

Из книги "Семья в свете хадисов"

Социальные комментарии Cackle