• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Неидеальные мусульмане: имеют ли верующие право на ошибку?

Время чтения: 7 мин
1218

Фото: elements.envato.com/ LightFieldStudios

Фото: elements.envato.com/ LightFieldStudios

И в реальной жизни, и на просторах интернета можно увидеть картину, где несоблюдающие и незнакомые с религией люди любят делать замечания верующим. Даже самая маленькая оплошность может сопровождаться комментарием «Вам же нельзя» или «А вы еще зовете себя мусульманами». Чаще всего обращения относятся именно к покрытым девушкам.

«Критики» любят раздавать такие советы, как «сними хиджаб, не позорь религию». Комментируют они всё: и накрашенные глаза, и сказанные от эмоций слова, и длину одежды, и действия. Конечно же, они не знают, как давно верующий принял ислам: в детстве, месяц назад или вчера. И не знают, как эти слова могут повлиять на него. После этого рождается вопрос: а могут ли мусульмане совершать ошибки? Имеют ли на это право? Должны ли соблюдающие соответствовать тому идеальному образу, который может создать у себя в голове любой человек.

Поводом для раздумий также стала ситуация в переполненном общественном транспорте, когда в мокрую дождливую погоду незнакомый мужчина лет 45 сделал замечание покрытой девушке в брюках со словами: «Лучше бы из дома не выходили, вам же нельзя в такой одежде появляться, только место в автобусе занимаете».

Не скажу, что это частое явление, скорее исключение, но есть похожие истории, которые более грубые по содержанию. И замечания не только по поводу одежды. В интернете люди, как правило, смелее. И комментариев там еще больше.

В первую очередь стоить отметить, все мы будем отвечать перед Всевышним Аллахом. Он послал нам свод правил, по которым должно жить все люди. Сказал посланник Аллаха Мухаммад ﷺ: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые, вы не собьетесь с прямого пути: Книгу Аллаха и Сунну Его посланника!».

В суре «Юнус» говорится о том, что Коран вмешивается в жизнь человека с четырех направлений. Коран предостерегает человека от всего, что может нанести ему материальный или духовный вред, исцеляет сердца, избавить человека от постигшего недуга. Коран, запрещая людям все плохое и вредное, очищает их, оберегает от греховной жизни.

Грех в религии и естестве человека ассоциируется с тьмой, является чем-то плохим, что следует избегать. Он отталкивает и омрачает моральный облик людей. Из-за склонности к грехам становится очевидным их несовершенство. Чтобы совершенствоваться, человеку необходимо стараться избавляться от плохих качеств. Жизнь верующего практически строится на основе этих стараний, стимулом которых является богобоязненность.

Фото: elements.envato.com/ DragonImages

Фото: elements.envato.com/ DragonImages

Людей без грехов не существует. В таком случае возникает закономерный вопрос: «Почему же мусульмане далеки от идеального ислама?»

В Коране Всевышний повествует о том, что в склонности Его рабов к греху есть мудрость, о которой неизвестно ангелам, но ведомо Ему:

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Бакара, 30).

Аллах создал творение, которое будет осознанно бороться со своими страстями ради достижения Его довольства. Человек самостоятельно стремится к благому, ища поддержки Всевышнего.

Страсти – это необходимое препятствие для борьбы. И они заведомо вложены в человека. Это очень тяжелое испытание для человека, но и награда за неё самая высокая: вечная, безмятежная жизнь в райских садах.

Всевышний не оставил людей без помощи и отправил им Священные писания.  Из его текстов ясно, что Всевышний не ждёт от своих рабов «ангельской» безупречности. Вспомним что только ангелы не имеют грехов. Они не наделены Аллахом нафсом и способностью делать выбор.

Человек же будет ошибаться, грешить, забывать что-то, но главное, он не должен оставлять борьбу, отдаваясь грехам. Его совесть должна быть живой, а сердце жаждать идти вперёд к цели. Об этом говорит ему его Создатель:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).

Важно знать: Требует ли ислам быть идеальным?

Фото: elements.envato.com/ hwilson8

Фото: elements.envato.com/ hwilson8

Почему же некоторые «критики» так любят комментировать действия верующих?

Об этом рассказал психолог Гузяль Рахмангулова:

«Начну с того, что Всевышний Аллах запретил говорить неправду, поступать нечестно, сквернословить, быть несправедливыми и совершать другие предосудительные поступки. И это помимо основных тяжёлых грехов, таких как: убийство, воровство, предательство и тому подобное.

Дело в том, что ислам – совершенная религия, в которой учтены все нюансы. А мусульмане – это люди, и они так же как и все могут ошибаться. Ведь Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются искренне кающиеся».

Однако, то что они находятся в религии, даёт им понимание хорошего и плохого, разрешённого и запрещенного. И у каждого мусульманина есть Коран и Сунна, по которым он оценивает свой поступок.

Хочу процитировать классика Льва Николаевича Толстого: «Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не может знать того, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь».

Какой бы поступок человек не совершил – для общества это, если уж не безразлично, то не всегда будет понятно. А может даже вызывает осуждение. Объективной реальности не существует, ведь все в жизни субъективно. И суждения в первую очередь.

Есть и такое: что человек возвышается за счёт несовершенства другого. И оправдывает тем самым свои поступки в жизни. Например, увидев мусульманку покупающую в аптеке спирт, один подумает, что это в целях дезинфекции или лечения, а другой оправдает себя, косвенно, разрешив себе употреблять алкогольные напитки.

И причин навешивать ярлыки может быть масса. Но не стоит жить чужими жизнями. Начинать надо с оценки себя и совершенствования своей личности. А не судить других по их внешнему виду, поступкам и другим показателям. Как говорит народная пословица: не суди и не судим будешь!».

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Почему же мусульмане могут согрешить?

Однозначного ответа тут нет. Одна из причин – невежество. Комментарий по этому поводу дал преподаватель КИУ и имам-хатыйб Шалинской мечети «Захир» Тимур Латыпов:

«Почему люди уходят с истинного пути? У каждого все индивидуально, смотря какой человек. Чаще всего это из-за невежества. Есть мусульмане, которые берут информацию из непроверенных источников. Это интернет, социальные сети, видеохостинги, где распространяют «знания» абсолютно разные люди. Важно возвращаться к первоисточникам и обращаться с вопросами к людям с истинным шариатским образованием. Причина может быть и в ожиданиях людей. Кто-то разочаровывается в религии после того, как не получил моментальный ответ на дуа. Большую роль играет окружение. Обычно многие подсознательно или осознанно перенимают привычки друг друга, повторяют друг за другом».

Также причина может быть и в том, что человек недавно принял ислам и не полностью знаком с законами шариата. В этом случае важно уметь правильно направить верующего. Сделать наставление еще не значит достигнуть результата – иногда это наоборот вызывает отторжение. Важно учитывать опыт Посланника Аллаха ﷺ, который своим примером в наставлении достигал большего, чем просто словами.

Все мы ошибаемся. Разница только в том, что кто-то осознает упущение и делает все, чтобы исправиться, а кто-то закрывает на грехи глаза, продолжая после этого совершать неправильные поступки. Идеальных людей не бывает, тем более невозможно быть идеальным для каждого человека.

Тратьте свое время на самосовершенствование, но не на оправдание. В исламе запрещено осуждать другого, высмеивать и выискивать его недостатки. Так как осуждать может лишь Всевышний Аллах. Сказано: «Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес».

Посланник Аллаха ﷺ как пример идеального человека

Лейля Хайруллина для газеты «Мөселманнар»

Социальные комментарии Cackle