Не зарьтесь на чужое добро
Сунной является не завидовать тому, что имеют другие люди, и спокойно относиться к тому, что у тебя нет всего этого.
Человек, поступающий таким образом, будет любим всеми. Он не станет отвечать с лихвой на любое причиненное ему зло.
Если собственный нафс начнет подталкивать его к этому, то он воспротивится. В хадисе сказано: «Отвечать людям добром является благодеянием» (Ибн Адий «Камил», 8/484; Ибн Хиббан, 471; Таберани, Авсат, 463).
В другом хадисе сказано: «Мне было велено отвечать людям добром, так же как было велено исполнять фарзы» (Ибн Адий «Камил», 2/170).
Читайте также: Зависть и защита от зависти
Абу Дарда (р.а.) говорил по этому поводу: «Отвечать людям добром означает с улыбкой смотреть людям в лицо, хотя в душе этого не желаешь» (Абу Нуайм «Хилия», 1/222; Ибн Аби ад-Дунья «Аль-Мударат», 19).
В аяте наш Господь говорит: «Они добром отталкивают зло» (Раʼд,12).
Это означает, что на зло, поступающее с противной стороны, они отвечают добром, хотя в душе это им не нравится.
Некоторые комментаторы истолковали данный аят именно так. Хафиз Ширази (р.а.) говорит: «Душевный покой и общественный порядок заключены в правильном понимании этих двух фраз: «Умей быть любезным с друзьями и сдержанным с врагами».
Для спасения от людского зла, надо мягко разговаривать с ними и относиться к ним с уважением.
Мать правоверных досточтимая Аиша (р.а.) поведала: «Один человек попросил у Посланника ﷺ разрешения, чтобы войти вовнутрь. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Позвольте ему, пусть войдет. Он – плохой брат из кочевого племени».
Наш Пророк ﷺ очень мягко разговаривал с этим человеком, хорошо к нему отнесся. Я подумала, что этот человек занимает особое место рядом с Посланником ﷺ. Когда он вышел, я спросила:
– О, Посланник Аллаха! До того как он вошел, Вы говорили про него, что и следовало сказать. Когда же он вошел, Вы хорошо отнеслись к нему. В чем же смысл этого?
Посланник ﷺ соизволил ответить:
– Эй, Аиша! В Судный день перед Аллахом наихудший из людей тот, которого люди отвергли из-за его злодеяний».
В предании говорится, что милостыня оберегает честь мумина. Мухаммад б. Ханафия (р.а.) говорил:
«Неразумны те, у кого плохие отношения с окружающими его людьми». Мусанниф (р.а.) так говорит по этому поводу: «Надо отражать своим хорошим отношением тот вред, который тебе могут нанести враги».
Иса (а.с.) говорил: «Терпеливо переносите притеснения безумца, чтобы обрести в десять раз больше» (Аз-Зарнуджи «Таʼлимуʼль Мутеаллим», с. 37).
Если ругать или проклинать угнетателя, то это не облегчит для него наказание в ахирате (Мусли, № 2608 (от Ибн Масуда).
Говорят, что в Инджиле написано следующее: «О, сын Адама! Когда ты сердишься, вспомни Меня, чтобы в момент гнева Я тоже вспомнил тебя. Будь доволен той помощью, которую Я тебе окажу. Это лучше, чем та помощь, которую ты окажешь себе» («Шарх-и Хутаб»).
То есть человек не должен мстить угнетателю, проклиная его. Он должен молиться Аллаху, чтобы тот исправился.
Все фото: shutterstock.com
Автор: Islam Today