Не следуй тому, чего не знаешь
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُولئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْؤُولاً
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу». (Сура «Исра», аят 36)
Человек – это существо, на которого возложена ответственность. Он отправлен в этот мир не праздношатающимся и безрассудным. Он не брошен в одиночестве, не оставлен без присмотра. За свои добрые дела человек заслуживает воздаяния, а за свои злодеяния он будет держать ответ. Человек сотворен в совершенном виде и ему сообщено, что является добром и что является злом. Он обладает знанием о том, за что ему придется нести ответственность, а что пойдет ему на пользу. Поэтому человек не сможет в Судный день отговариваться своим незнанием, чтобы избежать наказания. Исходя из этого, ему нельзя следовать тому, о чем у него нет достоверного знания, не принимать основанных на этом решений. Ведь рядом с ним находятся ангелы, которые наблюдают за ним и регистрируют каждое его слово и действие, ничего не упуская.
Аят «не следуй тому, чего ты не знаешь» обладает очень широким значением. Он требует, чтобы человек в личной и общественной жизни не руководствовался вместо знания разными догадками и предположениями. Данное повеление охватывает все стороны жизни мусульманина: нравственность, право, политику и управление. Ислам призывает избегать сомнительного. Ислам запрещает обвинять кого-либо, не проводя расследования и основываясь лишь на догадках. В данном случае “знание”, о котором говорится в аяте, нужно понимать как твердое доказательство. В соответствии с этим, человеку запрещено руководствоваться недостоверной информацией, слухами. Нельзя безосновательно высказываться о ком-либо, если можешь нанести ему материальный или моральный ущерб.
В юридической сфере, принцип «не следовать тому, чего ты не знаешь» означает не выступать свидетелем, если ты своими глазами не видел случившегося. Нельзя давать ложные показания или клеветать на целомудренных женщин и мужчин. В сфере нравственности это значит, что нельзя распускать слухи и сплетничать, нельзя осуждать кого-то на основе слухов и сплетен. Мусульманин проверяет любую полученную им информацию и не действует на авось. Он знает, что если будет действовать, как ему вздумается, и тем самым навредит чужим интересам, то в ахирате ему за это придется нести наказание (Худжурат, 49:6). Поскольку слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу.
Всевышний Аллах повелевает: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (Худжурат, 49:2).
В день Киямат все органы человеческого тела будут отвечать за это. Наш Господь в тот день запечатает наши уста и заставит говорить наши руки и ноги. Они будут по одному говорить и свидетельствовать о том, что делал их владелец в этом мире. Руки, ноги, глаза, уши будут свидетельствовать за или против своего хозяина (Йасин, 36:65; Фуссилат, 41:20; Нур, 24:24).
Пророк (с.а.в.) также говорил: «Как можно больше избегайте предположений. Потому что предположение является самым лживым словом» (Бухари, “Книга завещаний”, 8). Соотвественно этому, мусульманин дол-жен жить по принципу «не верь всему, что слышишь» и даже из увиден-ного не делать поспешных выводов. Если человек будет пересказывать другим все, что услышал, это запишется ему в грехи. В другом хадисе говорится: «Говорить о чем-то неувиденном тобой так, будто ты видел это собственными глазами, это и есть наибольшая клевета» (Бухари “Книга толкования снов”, 45)
Не будем свидетельствовать ни о чем, чего не видели своими глазами, не слышали своими ушами, не чувствовали своим сердцем. Не будем говорить, что мы это видели, слышали, знаем, если мы этого не видели, не слышали и не знаем. Потому что предположения очень часто нас обманывают.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.