Наставление пятницы: важные восхваления, чтобы Аллах стал близок к вам, как никогда
Передают, что к Посланнику Аллаха ﷺ пришел один человек и сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня есть к тебе один вопрос. Я не хочу, чтобы мое сердце умерло в день, когда умрут сердца. Что мне сделать для этого?»
Наш Пророк сказал: «Если ты хочешь, чтобы твое сердце не умирало, каждый день произноси десять раз: «Йа Хаййу, йа Каййум» («О, Живой, о, Сущий») и произноси благословение (саляват) мне, не утомляйся в этом».
Аль-хайй – Живой, обладающий жизнью в полном и совершенном смысле.
Аль-каййум – Обращающий дела сотворенных, ведающий о каждом деле; тот, кто не имеет начала; высшее существо, управляющее Мирозданием.
Разве не удивительно, что сердца тех, кто возносит благословение (саляват) нашему Пророку, не умрут и не испытают мучений?
Передают, что Всевышний Аллах, Владыка существующего (малик аль-мульк), обладающий величием (джаляль) и грозной мощью (азамат) в Таурате (Тора), ниспосылая откровение (вахи) Мусе, говорит:
«Если ты всегда хочешь быть близким ко Мне, если хочешь обрести Мое довольство (риза),
Если хочешь, чтобы Я был ближе к тебе, чем слова, сошедшие с твоих уст,
Если ты желаешь без споров, чтобы Я стал ближе к тебе, чем твоя слюна во рту, ближе, чем белизна [т.е. склера] твоих глаз к черноте [т.е. радужной оболочке],
Ближе, чем заключенная в твое тело душа, чем опасение, скрывающееся в твоей душе,
Хочешь ли ты, чтобы Я был так близок к тебе?»
Тот, кто произнесет эту дуа, тот совершил восхваление Аллаха во всех формах от всего создания
Муса ответил: «О, обладающий обильной милостью Аллах, это и есть мое единственное желание».
Всевышний Аллах сказал: «Тогда возноси благословения (саляват) моему Любимцу (Хабиб) Мухаммаду Мустафе, и Я стану так близок к тебе и никогда не покину тебя».
Какое же высокое место даровал Всевышний Аллах Своему Любимцу, что даже такой великий пророк, как Муса, обрел почет и милость с его именем!
Подумайте же, если даже так обращаются с прозванным Словом Аллаха (Калимулла) пророком Мусой, то, как могут другие пророки обрести совершенство без этого?
Поэтому наш Пророк ﷺ сказал:
«Как может быть принята дуа того, кто в своей дуа не возносит мне благословения (саляват)? Ведь я являюсь средством (василя) для обретения милости Аллаха. Поэтому после произнесения «Ат-тахийат» в намазе сразу же возносите мне благословение (саляват)».
Действительно, произносить благословение (саляват) после «Ат-тахийата» в нашем мазхабе ханафи является сунной, но в мазхабе шафии это является обязательным (фарз).
Посланник Аллаха ﷺ так сказал о тех, кто не произносит восхваления (сана) Всевышнему Аллаху и благословение и приветствие (салят ва салям) Его Посланнику в намазе: «Когда вы совершаете намаз, то произносите сначала восхваление (сана) Всевышнему Аллаху, а потом благословение и приветствие (салят ва салям) Его Посланнику. Потом произнесите дуа, какую пожелаете» (Имам Навави, Аль-азкар, Абу Давуд, из Насаи и Тирмизи).
Если благословенное имя нашего Пророка будет упомянуто вне намаза, некоторые сказали, что произнести один раз благословение (саляват) является обязательным (ваджиб).
Кархи также сказал: «Если на каком-то собрании имя нашего Пророка повторяется снова и снова, как снова и снова восходят солнце, луна и месяц, То услышавшие это должны один раз произнести благословение (саляват), потому что так соответствует повеление».
Тахави же сказал: «Где бы ни было упомянуто имя нашего Пророка, обязательным (ваджиб) является тут же произнести благословение (саляват) ему».
Автор в тафсире «Кашшаф» сказал: «Осмотрительное (ихтийат) поведение такое: тут же произнести благословение (саляват), потому что тот обладающий прекрасным нравом Пророк достоин этого».
Зикры в жизни мусульман: в чем их ценность?
М. Йазыджиоглу «Мухаммадия»