Наставление пятницы: тем, кто оттягивает или оставляет намаз
Намаз является не просто одним из видов поклонений Всевышнему. Обязательная молитва – это показатель преданности и верности раба Господу: «Поистине, между человеком и многобожием, неверием – оставление молитвы» (Ахмад, Муслим и др.).
Когда наступает время намаза, и верующий не спешит его исполнить, значит, он находит в себе смелость игнорировать повеление Великого Аллаха!
Намаз – право твоего Господа!
Известно, что попрание прав людей – большой грех, за который придётся отвечать в Судный День, возмещая их права, либо переводом своих благодеяний на их счёт, либо, водружая на свою спину ношу их грехов, как сказано в хадисе:
«Поистине, муфлисом (банкротом) в моей общине является тот, кто придёт на Великий Суд с вознаграждением за намазы, пост или закят, а потом выяснится, что при жизни он кого-то обругал, кого-то безосновательно обвинил в прелюбодеянии, бесправно завладел чужим имуществом, бесправно пролил чью-то кровь, кого-то побил. И за это, его награды будут розданы тем, кого он обидел. А если их не хватит на всех этих людей, то грехи их будут возложены на него, после чего он будет брошен в Ад» (Муслим, Тирмизи).
Таково положение попирающих права людей. Однако, намаз – право самого Господа перед своими творениями. Потому первым в Судный День с человека будет спрошено о праве Аллаха Азза ва Джаль – намазе:
«Первое за что будет произведён расчёт с рабом в День Воскрешения – будет молитва. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же он окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Табарани).
Посланник Аллаха ﷺ также указал на это, сказав: «Важнейшим делом в исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, Тирмизи); «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!» (Ахмад, Ибн Маджах); «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим).
Мудрость в количестве намазов
Намаз совершается пять раз ежедневно в определённое время:
«Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (Ниса, 103).
Так мусульманин периодически предстаёт перед Создателем, подтверждая своё присутствие на Его пути, оставляя мирское позади. Встав на молитву, он демонстрирует это духовное состояние и жестом рук во время произнесения первого, вступительного такбира (говоря: «Аллаху акбар»).
Вменяя человеку пятикратную молитву, Аллах Табаракя ва Та’аля защищает его от грехов:
«…совершайте намаз. Поистине, намаз оберегает от грехов и ослушания Аллаха» (Анкабут, 45).
Один духовный наставник, желая донести важность пятикратного намаза до своих учеников, решил преподать им такой урок: он, указывая на столик перед собой, пожаловался, на пыль, скопившуюся на её столешнице. Ученики поспешили протереть его. Спустя некоторое время он опять сказал: «Столик вновь запылился!» Ученики снова очистили столешницу от пыли. Это повторилось несколько раз в течении дня. После чего шейх обратился к ним с такими словами: «Дети мои! Вы протёрли столик, а он покрылся пылью. Вы снова протёрли, он снова запылился. Вы ещё протёрли, но он вновь покрылся пылью... Теперь скажите мне, пять намазов в день это много или мало?» Тогда ученики осознали, что молитва не является лишь религиозной обязанностью: совершая её, они и сами становятся совершенными!
Искренность
Явка на молитву того, кто претендует на статус верующего, обязательна, но также важно качество её исполнения. Она должна совершаться в состоянии хушу’ – наполненности мыслей об Аллахе, трепета души и смиренности тела:
«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение в намазе» (Му’минун, 1-2).
В ином случае, Всевышний предупреждает:
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово!» (Ма’ун, 4-5).
Искренность – это тайна между рабом и Господом. Внешняя сторона молитвы видна людям и ангелам, и они могут свидетельствовать о ней, опираясь лишь на видимый образ. Но невозможно утаить от Аллаха истинное положение сердца человека. Поэтому, молящимся необходимо воспитать в себе и внешнее смирение, этику, и понимание того, перед кем они предстают в намазе. Вот, что Пророк ﷺ говорил об этом:
«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, Насаи).
Следует понимать, что не Господь нуждается в молитвах рабов, дабы они выполняли их, словно делают Ему одолжение, а сами молящиеся. Ведь Аллах самодостаточен, это люди зависят от Его милости. Потому именно в их интересах сделать всё, чтобы добиться довольства Творца, показывая искреннее отношение к Нему. Иначе, кому понравится пустая лесть, подобная насмехательству?
Берегите свои намазы!
Господь повелевает:
«Оберегайте намазы и особенно средний намаз (‘Аср). И стойте перед Аллахом покорно» (Бакара, 238).
И посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если человек выполнит свою молитву самым совершенным образом, правильно и точно выполняя поясные, земные поклоны, то молитва скажет человеку: «Пусть Аллах сохранит тебя так же, как и ты сохранил меня». И молитва эта обретёт духовную ценность. Однако, если человек выполнит поклоны совершаемой им молитвы как попало, молитва скажет ему: «Пусть Аллах повергнет тебя подобно тому, как ты утратил меня!», и молитва эта будет брошена в лицо человеку, подобно старому тряпью» (Суюти).
Намаз – ценный дар для верующих. Халатное отношение к нему, небрежность в её исполнении и оттягивание времени без уважительных причин чревато остыванием сердца к религии. Неспроста Пророк ﷺ назвал молитву её опорой! Путь отдаления от ислама у многих начинается именно с пренебрежительного отношения к исполнению намаза. Человек может оступиться, совершить грех, но его периодическое явление в намазе перед своим Господом, помогает ему увидеть и почувствовать черноту совершённого греха, заставляет его устыдиться и раскаяться.
Когда же верующий не присутствует на молитвах (и телом и душой), его сердце не озаряется нуром (божественным светом) от взора Всевышнего, который очищает накопившуюся в течение дня чернь от грехов. Она накапливается, вследствие чего этот нур более не проникает в сердце, и оно теряет способность различать дурное от благого, теряет чувство стыда. Вот так, по причине утраты опоры религии, человек уходит в заблуждение.
Айна Замаева