• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: почему в мире есть жестокость, несправедливость и зло?

Время чтения: 4 мин
1157

Почему в мире есть жестокость, несправедливость и зло? Как мы можем объяснить эти события, в контексте милости Аллаха?

Земная жизнь является местом испытания, где люди со своими поступками проходят проверку. В будущей жизни будут оценены все благие и злые деяния.

«[Тот] Кто сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас [и увидеть], чьи поступки лучше. Он – Достойный, Прощающий» (Аль-Мульк, 2).

Аллах сотворил Вселенную и дал нам в распоряжение все блага, которые облегчат наше испытание.

«Он – Тот, Кто создал для вас все, что на земле [так, чтобы вы могли пользоваться этим], а затем Он приступил к [созданию] неба и придал ему форму семи небес [наилучшим образом].  [Потому что] Он – Всезнающий» (Аль-Бакара, 29).

«Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его приказу и вы могли добывать из Его щедрот, проявляя благодарность [Ему за них]» (Аль-Джасийя, 12).

В свою очередь, Он хочет, чтобы мы наилучшим образом выполняли свой долг поклонения, обустраивали Землю и избегали всякого рода несправедливости, нечестия и злодеяний.

«Поистине, Аллах [в Своей Книге] приказывает [соблюдать] справедливость, [делать] добро и одаривать родственников [тем, в чем они нуждаются]. И Он запрещает разврат [прелюбодеяние], грехи [в том числе и неверие] и притеснение [зло и враждебность к людям]. Он наставляет вас, чтобы вы приняли [Его] наставление [уверовали и исправили себя]» (Ан-Нахль, 90).

Каждый человек, который знает, что он пришёл в этот мир для испытания, знает и то, что есть некоторые правила этого испытания. Наличие умственных способностей и свободной воли - это самое основное право людей, которые будут подвергнуты испытанию.

Почему Всевышний допускает жестокость?

Если бы Аллах не дал нам способность проявлять свою волю, мы бы с лёгкостью могли сказать, что вся ответственность за каждый наш поступок, хороший или плохой, лежит на Творце.

Но каждый человек, у которого не была отобрана способность выбирать, прекрасно знает, что жестокость, несправедливость и зло, которые существуют в мире, вызваны тем, что люди делают своими руками.

«И любая беда постигает вас [верующие] лишь за то, что вы сделали своими руками [из грехов]. Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 30).

Во время экзамена ни один учитель не подсказывает ответ своему ученику. Если бы Аллах предотвратил жестокость и несправедливость, совершаемые нечестивыми людьми, воля человека перестала бы существовать, и мир потерял бы особенность быть местом испытания. В этом случае все были бы верующими, и не осталось бы смысла Рая и Ада.

Если рассмотреть вопрос с другой стороны и предположить, что Аллах предотвратил все виды жестокости, несправедливости и зла, все в обязательном порядке были бы хорошими. В этом случае у человека, запрограммированного на добро, как не было бы разума и воли, так не было бы и необходимости в выборе между добром и злом.

Тогда как Аллах сотворил всякую вещь со своей противоположностью. Каждая противоположная ситуация заставляет нас ценить добро и ориентироваться на него. Там, где есть зло, уродство и ад, понимается ценность добра, красоты и Рая.

Кроме того, размышления о жестокости, несправедливости и зле в мире без связи с будущей жизнью не могут нас мысленно удовлетворить.

Качество истинного мусульманина

Воистину, Всевидящий Аллах ведает о несправедливости тирана и о страданиях угнетённого.

Аят 42 в суре Ибрахим: «И не думай, что Аллах не знает о поступках людей несправедливых. Он просто дает им отсрочку [откладывает наказание, которое они заслужили] до того дня, когда глаза откроются широко [от увиденных ужасов этого дня]», - ясно указывает, что наступит день, когда люди, подвергшиеся испытанию в этом мире, получая истинное воздаяние за свои поступки.

Что касается той части, где спрашивается о том, как мы можем объяснить существование зла по милости Аллаха, мы, в первую очередь, должны знать, что Аллах взял себе милосердие за принцип:

«Когда Аллах решил создать бытие, Он установил для себя принцип и сказал: «Воистину, моя милость превзошла мой гнев» (Бухари, Бадуль Халк, 1).

В Коране сказано:

«Спроси [их также]: «Кому принадлежит все, что на небесах и на земле?» [И] Ответь: «Аллаху! Он выбрал для Себя милость [в отношении рабов, поэтому Он не торопится наказывать неверующих, и если они раскаются, простит их]. Он непременно соберет вас вместе в Судный день – нет в нем сомнения! Нанесшие урон самим себе [отвергнув пророков] никогда не уверуют» (Аль-Анам, 12).

То, что милость Аллаха превосходит Его гнев, указывает на то, что во всём, что Он сотворил, милость является основной. В этом случае на заднем плане событий, которые мы воспринимаем как зло, есть блага, которые мы можем, как видеть, так и нет.

Иногда милость Аллаха может быть послана с благодатью, а иногда и с событиями, которые кажутся злом. Чтобы понять милость Аллаха в событиях, которые кажутся отрицательными, нужно видеть стоящую за ними мудрость и назидание всем.

Перевод Ольга Тюркмен

Социальные комментарии Cackle