Наставление пятницы: была ли Сунна во времена Пророка Мухаммада ﷺ?
Существовала ли Сунна во времена почтенного Пророка ﷺ?
Величественная сунна – это такое же, как и Куръан Карим, откровение (вахй), которое оборвалось вместе с Его смертью.
Одно из странных измышлений, о происхождении которых от человека, уважительно относящегося к своему разуму, даже помыслить невозможно, это утверждение ниспровергателей величественной сунны о её отсутствии во времена нашего Пророка ﷺ и о её появлении на свет лишь спустя века.
Правда состоит в том, что мы оказались лицом к лицу с целым рядом опровергающих сами себя, слабых, разваливающихся утверждений. Мы не можем понять! Как же это так: величественная сунна не существовала во времена её создателя, а через века после его кончины появилась?
Отрицать существование величественной сунны Расуль Акрама ﷺ и когда он жил, и после его смерти могут только невежественные сочинители пустых притязаний, у которых на руках нет ни одного довода.
Прежде всего, следование сунне – это повеление Куръан Карима, который многократно сообщает о необходимости идти по стопам Расулюллаха и предостерегает от неповиновения и противодействия ему.
Во-вторых, с момента начала прихода откровений нашему Пророку ﷺ, величественная сунна – это способ физического осуществления постулатов ясной религии Ислам, их реализации в конкретных поступках.
Вот поэтому, пророческая сунна обрела такое же право, как и Куръан Карим, чтобы её учили на уроках, заучивали наизусть, изучали её установления и при этом проявляли всяческое усердие.
Важно знать: Что такое Сунна?
Расуль Акрам ﷺ в течение двадцати с лишним лет передавал приходившее от его Господа откровение. Его слова, поступки, действия, нравственные качества, его одобрение, его военные походы и сражения, в которых он участвовал, – для его сподвижников всё это стало предметом для подражания, запоминания, размышления, обучения, старания.
И над всем этим – принятие сахабами сунны и претворение её в жизнь в такой мере, что это стало их образом жизни. В особенности, их любовь к Пророку ﷺ превосходит возможности объяснения. Они пожертвовали ради него своим имуществом, своими близкими и даже собственной жизнью.
Ко всему изложенному можем добавить следующее: Расуль Акрам ﷺ не был таким человеком, в жизни которого имелись какие-то секреты, скрытые детали, о которых людям не следовало бы знать. Он не препятствовал никому из своих жен (радыйаллаху анхунна) или сподвижников передавать другим то, что они видели или слышали от него. Поэтому вся его жизнь описана до мельчайших подробностей, до самых интимных, личных дел.
Столь почтительное отношение асхабов к величественной сунне нашего Пророка ﷺ не была простым отражением их любви к нему. Также они делали это не только из стремления исполнять повеления Куръан Карима о необходимости подчиняться ему и только из-за того, что он был их учителем, мюршидом, которому Аллах Всевышний поручил разъяснение аятов.
Это происходило потому, что пророческая сунна была откровением (вахй) в такой же мере, как и Куръан Карим.
Причем до такой степени, что Куръан Карим – это продиктованное откровение, текстом которого совершается ибадат и смысловая передача которого неприемлема. И по своему словесному выражению, и по смысловому содержанию Оно является чудом.
А пророческая сунна – это откровение, текстом которого ибадат не совершается. И по словесному выражению, и по смыслу оно является ниспосланным.
Почему Всевышний Аллах взял под свою защиту пророческую сунну?
Аллама Ибн Хазм (рахматуллахи алейх) из захиритского мазхаба пишет:
“Когда Куръан Карим сообщил, что он является основным источником, к которому следует обращаться относительно шариатских законов, мы заглянули в него. И там мы обнаружили необходимость подчинения тому, что повелевает нам Расулюллах. Мы увидели, что характеризуя Своего Посланника Всевышний Аллах говорит:
إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى
“И он не говорит, что ему вздумается. Все это – не что иное, как внушенное (ему Всевышним Аллахом через Джибриля алейхиссалям) откровение” (Ан-Наджм, 3-4).
В соответствии с этим будет правильным, если скажем, что ниспосланное Расулюллаху откровение Всевышнего Аллаха состоит из двух частей.
Первая: это Куръан Карим, чтение которого является ибадатом, слова которого собраны вместе таким образом, что их удивительные сочетания заставляют чувствовать свое бессилие.
Вторая: это откровение, только прочитанное и переданное, чтение которого не стало ибадатом, слова которого не собраны вместе таким образом, что их удивительные сочетания заставляют чувствовать свое бессилие. Оно разъясняет те установления, исполнения которых от нас ждет Всевышний Аллах. Недаром в суре «Ан-Нахль» сказано:
إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَإِلَيْهِمْ
“А тебе Мы ниспослали Наставление (Куръан) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них” (Ан-Нахль, 44).
Мы обнаружили, что наш Господь сделал обязательным (ваджиб) следование Куръан Кариму, являющемуся первой частью откровения, и совершенно так же сделал обязательным следование второй части.
وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ
“И будьте покорны Аллаху, и будьте покорны Посланнику...” (Аль-Маида, 92).
ИД «Хузур» выпустил книгу Мухаммада Йелькенджи «Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ»
Мухаммад Йелкенджи «Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ»