Наставление пятницы: Аллах ведет прямым путем того, кто достиг хидаята
Хидаят − это получение человеком возможности уверовать в Аллаха и в точности исполнять все Его повеления и запреты. Человек, находящийся в таком положении, стоит на прямом пути, который указан Кораном.
«И кого Аллах наставил [на верный путь], тот следует по нему. А кого Аллах сбивает [с истинного пути], тому ты не найдешь покровителей вместо Него…» (Аль-Исра, 17:97).
В приведенном в качестве темы аяте также подчеркивается: кого Аллах направил к Себе, тот следует прямым путем, тот достиг хидаята. А кого Аллах оставил в заблуждении, тому не найти помощников и покровителей.
Всевышний Господь в этом аяте обращается к нашему Пророку (с.а.с.) и просит его не беспокоиться о тех людях, которые предпочли не возможность уверовать (хидаят), а заблуждение и неверие. Так как они по собственной воле выбрали худшее и упорствовали в своем заблуждении.
Это означает, что Аллах ведет прямым путем лишь тех, у кого есть на это воля и желание. А тех, кому предпочтительней кажется неверие и заблуждение, Аллах туда и потащит. Из этого положения зарождается следующая абсолютная последовательность:
«Кого Аллах наставляет [на истинный путь], тот следует по нему. А кого Он сбивает [с истины], тому ты не найдешь праведного наставника [который вывел бы его на прямой путь]» (Аль-Кахф, 18:17).
То есть Аллах никого не принуждает к вере или неверию. В этом вопросе человек совершенно самостоятельно делает свой выбор. В зависимости от того, в каком направлении человек воспользуется своим правом выбора, и будет реализовано в отношении к нему предопределение (такдир) Аллаха. А это в свою очередь означает, что человек в любом вопросе связан с божественной волей. В зависимости от выбора и свободного волеизъявления человека, Аллах сотворяет для него хидаят, возможность обрести веру, или же куфр, неверие.
Однако это вовсе не значит, что Аллах будет доволен любым нашим выбором. Мы достигнем Его довольства только в том случае, если предпочтем не заблуждение и неверие, а выберем хидаят и прямой путь. Этот вопрос так поясняется в аяте:
«Поистине, Мы направили его на верный путь, [предоставив выбор, стать] либо благодарным, либо неблагодарным» (Аль-Инсан, 76:3).
«Разве Мы не указали ему [верный путь] из двух путей?» (Аль-Баляд, 90:10).
Однако в продолжении аята, который мы приводили в начале, сообщается о том, что выбравшие заблуждение и неверие в День воскрешения будут собраны лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими, и что они будут брошены в Ад.
Они в своей земной жизни были настолько слепыми, что не могли увидеть знамения Аллаха, настолько глухими и немыми, что не могли услышать и произносить Его аяты.
В ахирате у них уже не будет возможности произносить слова, которые привели бы их к спасению. В аяте также говорится:
«Кого Аллах наставляет на истинный путь, тот идет по нему. А кого Аллах сбивает [с верного пути], те – понесшие ущерб [в обоих мирах]» (Аль-А‘раф, 7:178).
В заключение мы можем сказать, что если человек прислушается к божественному посланию и с помощью своего разума поймет откровение, это приведет его к прямому пути. Поэтому так важно использование человеком своей свободной воли. Человек по своей воле выбирает прямой путь или заблуждение.
Когда человек проявит свою волю, в зависимости от его выбора Всевышний Аллах или предоставит ему хидаят, или оставит его в заблуждении. В Коране сообщается, что человеку дана способность к пониманию. И если он выберет истину, то польза от этого будет ему. Если же он сделает неправильный выбор, то тем самым он навредит себе. И что в данном вопросе ни о каком принуждении не может быть и речи.
Также в Коране сказано, что Аллах не принуждает человека уверовать, что Коран является лишь наставлением, поясняющим истину, и кто захочет, тот поверит в это наставление. Говоря вкратце, кто направит себя в сторону веры в Аллаха, следования Пророку (с.а.с.) и принятия ниспосланного ему, тот преуспеет в этом и достигнет прямого пути.
А кто отвернется от этих истин и откажется уверовать в них, тот окажется в заблуждении. И тогда у него не будет друга или помощника помимо Аллаха. В Судный день его подвергнут наказанию.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Автор: Islam Today