Наставления суры «аль-Гашия»: предупреждение людей о Судном дне и его ужасах
Сура «Покрывающий» (аль-Гашия) была ниспослана после суры «Рассеивающие прах» (аз-Зарият).
Толкователи по-разному трактовали название этой суры. Среди всех разнообразных мнений есть два основных. Согласно первому мнению, «аль-Гашия» – это одно из имен Судного дня. В Коране есть несколько сур, которые носят названия этого великого дня. Среди них суры «Великое бедствие» (аль-Кари'а), «Воскресение» (аль-Кияма) и «Событие» (аль-Ваки'а).
Другое мнение гласит, что под словом «аль-Гашия» подразумевается адский огонь, который покрывает его обитателей огнем и дымом. Имам Ибн Джарир ат-Табари (да помилует его Аллах) сказал: «Всевышний не сообщил нам конкретно, является ли это слово одним из названий Судного дня или адского пламени. По-моему, оба варианты правильны, ведь Судный день покрывает всех ужасом и тяжкими испытаниями, а огонь Геенны сжигает лица неверных и покрывает их копотью и дымом».
Достоинство суры
К достоинствам этой суры ученые относят тот факт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал ее во время пятничной молитвы. В достоверном хадисе, который передал ан-Ну'ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах), передается, что Пророк (мир ему) читал в пятничном намазе суры «аль-А'ля» и «аль-Гашия» (Ибн Хиббан). В другом хадисе говорится, что Пророк (мир ему) во время пятничной молитвы читал суру «аль-Джуму'а» и суру «аль-Гашия».
Кроме этого, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал именно эти две суры во время праздничных намазов.
Некоторые ученые, говоря о достоинствах суры, приводят и другие хадисы, однако большинство их них либо очень слабые, либо и вовсе выдуманные.
Причина ниспослания
Одной из причин ниспослания этой суры является желание Всевышнего предупредить людей о предстоящем Судном дне и его ужасах. Читая описания страшного суда, люди должны готовиться к нему, как к самому ответственному и тяжелому испытанию. Кроме того, Аллах сообщает верующим людям радостную весть о том, что испытания этого великого Дня будут облегчены для них, и что за свои благодеяния они получат щедрую награду.
Рассказывая о причинах ниспослания аятов этой суры, толкователи также приводят сообщение от имама Катады (р.а.), который сказал: «Когда Всевышний Аллах описал Рай в Священном Коране, многобожники посчитали все это невозможным и стали отрицать то, что рассказал им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Всевышний ниспослал: «Неужели они не видят, как созданы верблюды?»
Неверующие курайшиты не поверили в то, что Господь может сотворить в Вечной жизни то, о чем поведал им посланник Аллаха (мир ему). Тогда Аллах призвал их задуматься над теми творениями, что окружали их. Сначала Он упомянул верблюда. Это удивительное животное приносит человеку огромную пользу. Если бы Аллах не подчинил его людям, они бы сами никак не смогли покорить его.
Всевышний Аллах, создавший такое прекрасное существо, с легкостью может создать и другие творения, которых человек даже представить себе не может.
Две категории людей в День суда
Всевышний Аллах в этой суре сообщает о том, что люди в Судный день будут разделены на две категории. К первой относятся неверующие люди, которые не приняли призыв пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
В тот день неверные будут пристыжены и опозорены тяжким судом и суровой карой, что обрушится на них за их ослушание: «Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены» (аль-Гашия, 2-3). Они отказались усердствовать и трудиться ради довольства Всевышнего и счастливой жизни в будущем, по причине чего они будут изнурены тяжелыми наказаниями в Аду. Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) говорил: «Им казалось тяжким подчинение Аллаху, поэтому Всевышний показал им, насколько тяжелыми являются последствия ослушания».
Ко второй категории относятся верующие люди, которые будут обрадованы теми милостями, что дарует им Всевышний за их старания: «Другие же лица в тот день будут радостны. Они будут довольны своими стараниями в Вышних садах. Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (аль-Гашия, 8-16).
Радость верующих будет огромной по той причине, что они получат за свои благодеяния многократно увеличенное вознаграждение. Их поселят в прекрасных садах на вершине Рая, где они никогда не познают ни горести, ни печали, ни разочарования.
Печальный конец лжепророков
Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был печатью пророчества, ведь после него уже не будет пророков. Однако сам Пророк (мир ему) предупреждал людей о том, что после его смерти появятся лжепророки, и что их появление будет предзнаменованием Конца света.
В достоверном хадисе сказано: «Судный час не наступит до тех пор, пока племена моих последователей не присоединятся к многобожникам для того, чтобы поклоняться идолам, и пока среди моих последователей не появятся тридцать лжецов, каждый из которых будет заявлять, что является пророком. Воистину, я – последний Пророк, и после меня уже не будет пророков» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), упоминая число тридцать, имел в виду только тех лжепророков, которые смогут обрести власть и оказывать влияние на людей. У тех, кто лживо заявляет о том, что Аллах ниспосылает им откровение, всегда был прискорбный конец. Они умирали опозоренными, брошенными и униженными.
Имам Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) в своём рассказе о лжепророках писал: «Множество было людей, заявляющих о том, что являются избранными Аллахом пророками или праведниками. Практически каждый из них выявлял свою испорченность и приверженность страстям. Они совершали такие поступки, которые навсегда оставляли на них клеймо позора.
Среди них – аль-Асвад аль-'Анси, который провозгласил себя пророком к концу жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Самозванец декламировал стихи, утверждая, что это было откровением Господа, и в итоге йеменцы признали его пророком. Вскоре он вместе со своими последователями захватил Наджран и Сану, установив контроль на всей территорией Йемена. Он объявил себя правителем Йемена и насильно женился на дочери Шахра ибн Базана – убитого валия Йемена.
За несколько дней до смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) аль-Асвад был убит Файрузом ад-Дайлами, после чего все сторонники лжепророка с позором разбежались, а ислам снова восторжествовал в Йемене.
Среди этих позорных самозванцев был также Мусайлима ибн Каззаб, который утверждал, что является таким же пророком, как и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Он придумывал стихи, выдавая их за божественные откровения, но его сочинения вызывали смех и стыд даже у его последователей.
Таким людям обычно помогали шайтаны, показывая через низ различные сверхъестественные вещи, но и эти чудеса откровенно указывали на их ложь. Тот же Мусайлима однажды погладил по голове ребенка, и у того выпали волосы. В другой раз он плюнул в колодец, и тот высох.
Что касается нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то доказательства его пророчества очевидны, как солнце в безоблачный день. Когда он объявил о своем пророчестве, его последователями были лишь бедняки и угнетенные, а врагами – предводители арабских племен. Он предрек, что власть достанется ему и мусульманам – так оно и случилось. Все, что он сообщал о будущем, непременно сбывалось.
Пророк отличался правдивостью, праведностью, скромностью и щедростью. Ему был ниспослан Священный Коран, который своим красноречием покорял сердца, никто после пророка не мог сочинить ни единой строчки, равной какому-либо кораническому аяту.
Религия, к которой призывал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), распространилась по всей земле, а неверие было сломлено и поражено».
Из книги «Сайд аль-хатыр», Ибн аль-Джаузи