Нарушенная клятва - большой грех?
Фото: Queenmoonlit3/elements.envato.com
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков лучшим из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны». (Сура «Маида», аят 89)
Прежде чем что-то сказать, надо хорошенько подумать, поскольку, когда слово слетает с уст, бывает уже поздно. Сказанного не вернешь, не зря в народе говорят: «Пока слово не высказано, оно является твоим пленником, но как только ты его скажешь, уже сам становишься пленником сказанного тобою слова».
Наше слово должно быть словно вексель со стопроцентной гарантией. Нельзя давать неисполнимых обещаний, а если дали слово, то нужно его обязательно сдержать. В противном случае, мы потеряем уважение перед нашим Создателем и перед людьми. Иногда нам хочется усилить сказанное нами, подкрепив свои слова клятвой. Но по сути, мусульманин не должен испытывать необходимости в клятвенном заверении правдивости своих слов. Он должен быть таким человеком, которому полностью доверяют окружающие люди. Ведь нет нужды в клятве, если всегда говоришь только правду. Клясться ‒ означает брать Аллаха в свидетели данному тобою слову. По этой причине, давать заведомо ложную клятву или же не держать данную клятву является большим грехом.
Не произносите клятвы без особой необходимости, но будьте верны данному слову, если подкрепили его клятвой. Наш Господь так говорит по данному поводу:
«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Нахль», 16:91).
Если же мы поклялись сделать что-то такое, что запрещено нашей религией, или не сделать того, что велено, в таком случае мы не можем исполнить свою клятву. Например, если мы поклялись выпить спиртное или не разговаривать со своим братом мусульманином, то мы должны будем нарушить свою клятву и дать искупление. Наш пророк так говорит по этому поводу:
«Если кто-то поклянется сделать что-то, но затем увидит нечто более благое, пусть нарушит свою клятву и даст каффарат (искупление)». (Муслим, “Айман”, 15–16).
Все мы люди и порой ошибаемся, думаем, что правы, и по ошибке клянемся. Кроме того, человек по привычке может произносить слова “Валлахи”, “Билляхи”, не намериваясь поклясться. Такого рода клятвы не требют каффарата. И все же мы должны постараться избавиться от привычки часто произносить такие слова клятвы.
Ложные клятвы являются большим грехом и вызываютют тяжкие последствия тому, кто заведомо ложно поклялся. Такой человек должен немедленно покаяться и просить отпущения грехов, решиться никогда больше не повторять подобных ошибок, а затем возместить ущерб, нанесенный другим его ложной клятвой и попросить у них прощения.
«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Аллаха, и вам будут уготованы великие мучения. Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!» (Сура «Нахль», 16:94–95).
Наша религия разрешает говорить неправду только в следующих трех случаях:
- Для того, чтобы спасти жизнь, имущество, честь и достоинство того, кто подвергся насилию или несправедливости.
- С целью примирения поссорившихся супругов или любых двух людей.
- Чтобы одолеть врага в бою.
Кроме этих трех случаев, не разрешается говорить неправду не о чем или давать заведомо ложную клятву. В соответствии с основами веры, каждый человек, кроме пророков, может совершить грех или ошибку. Но если мы оказались в таком положении по незнанию, то мы в тот же момент, когда поняли свою ошибку, безотлагательно должны принести Аллаху покаяние и просить Его о прощении наших грехов. А если мы своей ложью нанесли кому-то вред, то должны постараться его компенсировать и еще при земной жизни заслужить их прощение.
Когда клянутся, произносят одно из имен Аллаха Тааля. Например, употребляют такие выражения: “Валлахи. Пусть Аллах будет свидетелем. Клянусь именем Аллаха”. При решении вопроса о том, считать какое-либо выражение с упоминанием одного из имен Аллаха клятвой или не считать, нужно брать во внимание народные обычаи.
Иногда в обществе приходится слышать, как некоторые люди клянутся святыми ценностями Ислама, произнося, например, такие фразы: “Я сделаю это ради Каабы”, “Не быть мне мусульманином, если я этого не сделаю” и т. д. Если в народной традиции эти выражения означают клятву, тогда по отношению к ним применяются те же решения, как и к остальным клятвам. Следовательно, мусульмане в данном случае будут связаны словом.
В качестве искупления за нарушение клятвы человек должен накормить десять нуждающихся с утра до вечера или же нормально одеть десять нищих. Также этот долг можно снять, дав десяти нуждающимся денег в размере одного фитр-садака или в течение десяти дней каждый день давая одному бедняку денег в размере одного фитр-садака. Если же у вас нет возможности это сделать, то вам нужно три дня поститься. Согласно ханафитам и ханбалитам, поститься нужно три дня подряд.
Islam-Today
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!