Намаз, совершаемый ради отца и матери
Совершать намаз, посвятив воздаяние за него отцу и матери, является сунной. То есть это было привычным делом для праведных предшественников.
Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кто-то вечером на пятницу между вечерним и ясту намазами совершит намаз в два ракаата, в каждом из которых после суры “Фатиха” пятнадцать раз прочтет “Аятуль-Курси” и пятнадцать раз суру “Ихлас”, и затем двадцать раз произнесет салаваты посланнику Аллаха и саваб за это посвятит душам отца и матери, то вернет им сыновий долг, совершит для них доброе дело. Аллах воздаст им тем, что Он дарует шахидам (людям, которые умерли на пути Аллаха). Когда он будет переходить мост Сират, с ним справа будет Джибриль (мир ему), слева - Исрафил (мир ему). Ангелы будут сопровождать его, произнося такбир, тахлиль, тахмид и тамджид, будут просить за него прощения. Они войдут в райский сад под белым куполом, где находятся Исмаил и Исхак (мир им)”.
Хадисы, близкие по смыслу с этим хадисом, приводятся в “Ихья” и в “Куту’ль Кулюбе” в таком виде:
“Если кто-то вечером на пятницу между вечерним и ясту намазами совершит намаз в два ракаата, в каждом из которых после суры “Фатиха” пять раз прочтет “Аятуль-Курси”, пять раз суру “Ихлас”, пять раз суру “Фаляк”, пять раз суру “Нас”, и после намаза пятнадцать раз скажет “Астагфируллах” и саваб за это посвятит отцу и матери, то вернет им сыновий долг, даже если был им непокорен. И Аллах воздаст этому рабу тем же, что Он дарует праведникам и шахидам” [1].
Нужно совершать намаз в два ракаата, когда идет дождь [2], отправляясь в путь, с пожеланием оставаться твердым в Исламе, избавившись от раздоров, а также при входе в дом и выходе из дома, для защиты от искушения [3]. В дошедшем от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) риваяте наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Когда выходишь из дома, прочти намаз в два ракаата; они защитят тебя от плохого выхода. Когда придешь домой, тоже прочти намаз в два ракаата; они тоже защитят тебя от плохого прихода” [4].
Когда приступаешь к важному делу, тоже следует прочесть намаз в два ракаата. Сюда же относится и ставшее сунной чтение в мечети намаза в два ракаата перед отправлением на дальнюю дорогу, перед вхождением в ихрам, при возвращении издалека до того, как пойти к себе домой. Это поступки, которые совершал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые святые люди совершали намаз в два ракаата, чтобы выразить благодарность Всевышнему за съеденный ими кусочек хлеба и за выпитый глоток воды.
Если кого-то при чтении нафиля-намаза позовет мать, то он ответит “слушаю”. Если же позовет отец, то он не станет отзываться. По этому поводу Имам Тахтави говорит: “Когда читающего нафиля-намаз позовут его родители, то он может не отзываться, если им ведомо, что он на намазе. Если же они не знают об этом, то он должен ответить. Если же читающего фарз-намаз позовут его родители, то он не станет отвечать, пока не завершит намаз.
Однако если этот зов содержит просьбу о помощи, то и фарз-намаз может быть нарушен. Нарушать обязательный намаз без крайней необходимости неприемлемо. Это касается и мусафира. Если есть опасность упасть с крыши, оказаться в огне или утонуть в воде, то молящийся может прервать фарз-намаз” [5].
___________________________________________
[1] Газали “Ихья”, 1/200; Макки “Куту’ль Кулюб”, 1/56; Лакнави “Асар аль-Марфу’а”, с. 55; Забиди “Аль-Итхаф”, 3/381; См: Ибн аль-Джавзи “Мавду’ат”, 2/49-50; Шавкани “Феваид аль-Маджму’а”, с. 50-51.
[2] Бухари, Истиска, 6; Муслим, Истиска, 8.
[3] Беззар “Бахру’з-Зеххар”, 8567; Байхаки, “Шуабу’ль Иман”, 2814.
[4] “Ихья улюм ад-дин”.
[5] “Гунияту’ль Фетава”.
Из книги "Исламский путь"