«Зачем тебе нужна религия?». Как ответить тем, кто спрашивает вас об Исламе
К имаму мечети прибегает испуганная женщина:
- Хазрат, прошу вас, спасите моего сына! Он начал регулярно совершать намаз, отращивает бороду и ест только халяльную еду.
Имам с удивлением пожимает плечами:
- Простите, но чем я могу вам помочь? Как видите, я тоже ношу бороду, совершаю намаз и ем только халяльную пищу.
Женщина с досадой отмахивается:
- Ну разве это можно сравнивать? Это ваша работа, вам за нее зарплату платят, а он-то всерьез все это делает.
Людям религиозным часто приходится слышать от своих светских родственников и знакомых подобные вопросы: «Зачем тебе все это нужно? Зачем ты так строго следуешь религии, что тебе это дает?»
К сожалению, многие люди привыкли воспринимать жизнь с точки зрения собственной выгоды. Мы получаем образование, чтобы потом найти хорошую работу. Мы старательно исполняем свои рабочие обязанности, потому что нам за это платят деньги. Мы ищем спутника жизни и создаем семью, чтобы рядом с нами был человек, который бы любил нас, заботился о нас, чтобы у нас были дети, которые продолжили бы наш род, и прочее.
Подобным образом многие относятся и к религии: Богу молиться нужно, когда в жизни что-то идет не так. Например, плохо с деньгами, кто-то в семье болеет, ухудшаются отношения с супругами. В храме (мечети, церкви) так красиво, там человек может отдохнуть от житейской суеты, почувствовать себя спокойно. Религиозные праздники возвращают нас к нашим традициям и корням, в это время мы встречаемся с родственниками, готовим угощение, ходим в гости, общаемся, приятно проводим время.
При этом люди считают, что следовать религии нужно «без фанатизма» - так, чтобы это не мешало обычной жизни. Поэтому, когда человек начинает всерьез соблюдать религиозные предписания, его родные и друзья впадают в панику, как в рассказе о женщине и имаме из вышеприведенного примера. Эта женщина понимает, почему религию соблюдает имам. Это его работа, ему за нее платят деньги. Но когда кто-то, как ее сын, начинает делать это совершенно бескорыстно, без всякой видимой выгоды, она считает это глупым и опасным фанатизмом.
Что можно ответить таким людям?
Если подходить к этому вопросу с точки зрения «а что мне это даст?», религия в самом деле приносит человеку не удовольствие, а одни только проблемы. Если кто-то надеется, что, начав регулярно молиться и посещать храм, он обретет богатство или здоровье, то это ошибка. Нет никаких данных о том, чтобы верующие люди болели бы меньше или зарабатывали больше, чем люди неверующие.
Молитва не избавляет нас от необходимости ходить на работу, самая крепкая вера вряд ли поможет человеку вылечиться, если он не пойдет к врачу. Если религиозные супруги не будут уважать друг друга и проявлять терпение к взаимным недостаткам, их семейная жизнь может оказаться такой же несчастной, как и у людей, равнодушных к религии.
Более того, человеку верующему приходиться отказаться от многих вещей, которые ранее приносили ему удовольствие. Он должен быть честным и порядочным работником или бизнесменом. Ему придется отказаться от сомнительных сделок, не брать взятки, честно расплачиваться со своими сотрудниками. Он не сможет более весело проводить время в компании выпивающих друзей с женщинами легкого поведения.
Поэтому, чтобы понять пользу религиозного образа жизни, человеку придется сначала отказаться от эгоистических представлений о жизни. Наше «я» - это вовсе не центр мироздания. Наша жизнь и все, чем мы гордимся в жизни было нам подарено Творцом этого мира.
Так что, когда человек обращается к религии, он на самом деле хочет поблагодарить Его за все эти блага. В центре жизни религиозного человека находится не он сам и его эгоистические желания, а устремление к довольству своего Создателя, желание приблизиться к Нему, связать с Ним свою жизнь.
Поэтому, когда родные и друзья нас спрашивают: «Зачем тебе это нужно?», мы отвечаем, что хотим построить свою жизнь в соответствии с волей Того, Кто нам эту жизнь подарил, кому она на самом деле принадлежит. А не для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя в этой жизни. Человеку, вся жизнь которого построена на поиске комфорта и материальной выгоды, это конечно, понять трудно.
Недаром к религии часто обращаются люди, которые чудом избавились от какой-то опасности в жизни. Они ощущают свою жизнь и ее блага не как свою собственность, а как подарок, который им достался без всяких усилий с их стороны, и поэтому они исполнены благодарности.
В Коране следующим образом говорится о цели создания человека:
«И Я (Аллах) создал джиннов и людей только для того, чтобы они служили Мне» (Сура "аз-Зарият", аят 56).
Разумеется, эти слова не нужно понимать буквально, что Всевышний якобы нуждается в том, чтобы какие-то существа Ему служили, Ему поклонялись. Цель жизни человека в том, чтобы обрести личные отношения с Тем, Кто его создал, чтобы обрести Его довольство, исполнять Его волю. Не потому, что Бог нуждается в этом, а потому что в этом нуждаемся мы сами. Мы устроены таким образом, что счастье и душевную гармонию мы можем ощущать только тогда, когда мы находимся в тесном контакте со своим Творцом.
Недаром, людей неверующих часто удивляет, почему религиозные люди более спокойны и радостны, хотя жизнь у них может быть далеко не самая легкая. Душевный покой и утешение им дает ощущение божественного присутствия в их жизни, осознание того, что их Господь всегда видит их, заботится о них, проявляет к ним Свою любовь.
Верующий человек никогда не одинок. Даже если рядом нет ни одного близкого человека, даже если самые родные люди не понимают его, если он переживает какие-то трудности в жизни.
Итак, что же ответить людям, когда они спрашивают, что нам дает вера в Бога? Разумеется, религия не прибавляет человеку богатства или здоровья, она не дает никаких материальных выгод. Человек обращается к своему Создателю, поскольку желает построить отношения с Тем, Кому он всем обязан в своей жизни, поблагодарить Его за эти дары. Более того, все люди были созданы именно для того, чтобы служить Творцу, поэтому без обращения к Нему жизнь человека не может быть по-настоящему полной и счастливой.
Анна Кобулова