Вероучение / Начинающим

Почему болеть полезно? Ответ с точки зрения Ислама

4009

Какое отношение должно быть у мусульманина к болезням (Фото: Maurizio Gambarini/ТАСС)

Какое отношение должно быть у мусульманина к болезням (Фото: Maurizio Gambarini/ТАСС)

Вряд ли кто-то из людей любит болеть. Болезнь – это слабость, боль в каких-то частях тела, высокая температура, необходимость оставаться в постели (а то и вообще лечь в больницу) пить невкусные лекарства, посещать врачей, проходить разные неприятные обследования и операции.

Иными словами, ничего приятного в болезнях нет. Но так уж устроен наш мир и так созданы мы сами, что телесная слабость и болезнь – это неизменные спутники нашей жизни. Более того, Всевышний по Своей мудрости устроил так, что и болезни – как и иные жизненные трудности, могут стать для человека верующего источником пользы и духовного возрастания.

Чем же могут быть нам полезны болезни?

1. Болезнь напоминает человеку о его бренности и смертности, учит его смирению. Если человек богат и влиятелен, то, пока он здоров, ему может казаться, что он чем-то лучше окружающих, что у него большие возможности, которые дают ему преимущества в этой жизни. Это внушает ему гордость и самодовольство.

Но стоит ему заболеть – особенно, если болезнь тяжелая, он понимает, что деньги, власть, положение в обществе никак не могут защитить его от болезни, что он так же слаб и смертен, как простые и бедные люди.

2. Именно в болезни мы больше ценим семью – ведь ухаживают за нами чаще всего именно родственники. В болезни мы понимаем, кто наши настоящие друзья, а кто был рядом с нами просто ради какой-то выгоды – нашего общественного положения, полезных знакомств, интересного общения.

3. Болезнь может помочь человеку вернуться на путь правильной жизни. Пока человек здоров, он может вести дурную и грешную жизнь, поскольку ему кажется, что отчет и расплата за нее будет еще не скоро, он может жить в свое удовольствие.

Болезнь напоминает ему о том, что смерть может наступить в любой момент, так что нужно успеть покаяться, пока не стало слишком поздно. Сколько людей оставили неправильную жизнь именно вследствие собственной болезни или болезни близких людей – которые они восприняли как напоминание от Всевышнего о том, что пора остановиться.

4. Болезнь очищает человека от грехов – если он переносит ее с терпением и без жалоб. Все мы совершаем грехи и ошибки – даже те из нас, кто всегда старался вести правильный образ жизни. В хадисе говорится об этом:

«Если мусульманина настигнет горе – болезнь или что-либо другое, то благодаря этому грехи будут осыпаться с него, как листья с дерева» (аль-Бухари, Марда).

5. Болезнь заставляет человека отрешиться от мирской суеты и задуматься о серьезных вещах, делает его ближе к Богу. Даже если человек не пренебрегает своими религиозными обязанностями, какие-то мирские дела и заботы могут не давать ему возможности подумать о своем Творце, о Его милости к нам, выразить Ему благодарность. Во время болезни у человека поневоле оказывается много свободного времени, которые он может посвятить молитвам и размышлениям.

6. Болезнь заставляет человека больше ценить здоровье и быть благодарным Творцу за него. Пока человек здоров, он не ценит свои силы и здоровье, считает, что эти вещи само собой разумеющимися, а во время болезни он понимает истинную цену этим дарам Всевышнего.

Пророк (мир ему) сказал об этом: «Две милости (Всевышнего), которые не ценит большинство людей – это здоровье и свободное время» (Бухари).

Ибн Умар (да будет доволен им Всевышний) сказал:

«Воспользуйся пятью вещами прежде, чем случится пять других: воспользуйся своей молодостью прежде старости, здоровьем прежде болезни, богатством прежде бедности, свободным временем прежде занятости, и своей жизнью прежде смерти!»

Лечиться или полагаться на Всевышнего?

В таком случае, скажет кто-то из нас – если в болезни столько пользы для верующего человека, зачем же нужно лечиться? Если Господь счел нужным послать нам болезнь, то значит, нечего обращаться к врачам – нужно терпеливо ждать, пока Он пошлет нам исцеление.

Подобную точку зрения, наверняка, приходилось слышать каждому из нас – от благочестивых, но невежественных людей. Что верующему человеку не стоит обращаться к врачам – тем более, что они могут быть грешными и неверующими людьми, нужно молиться Богу и положиться на Него – если Он захочет, то пошлет нам исцеление.

Такой подход в корне неправилен. Наш мир – это мир причин и следствий. Всевышний является источником всех благ этого мира, но все, в чем мы нуждаемся, мы получаем не напрямую от Него, а через какие-то средства, причины, которые Он сотворил.

Чтобы утолить голод, нужно заработать деньги, потом купить продукты и приготовить пищу. Чтобы утолить жажду, нужно открыть кран и набрать воды. Чтобы выздороветь, нужно пойти к врачу и затем исполнять его рекомендации. Об этом порядке нам известно из многих пророческих изречений:

«От каждой болезни есть лекарство, и если лекарство и болезнь совпадут, то с позволения Аллаха наступит выздоровление» (Муслим, Салям).

«Воистину, Аллах создал болезнь и (средства) исцеления. Так лечитесь же, но не лечитесь с помощью запрещённого» (Табарани).

Однажды к Пророку (мир ему) пришли бедуины и спросили его:

- О, Посланник Аллаха, следует ли нам лечиться?

Он ответил: «Да, о, рабы Аллаха, лечитесь. Воистину, Аллах не создал болезни, от которой бы не создал исцеление. Исключением является только один недуг».

Они спросили: «Что это за недуг, о, Посланник Аллаха?» И он ответил: старость» (хадис передали: ат-Тирмизи).

Также передаётся, что однажды пророк Ибрагим (мир ему) обратился ко Всевышнему: «О, Господи! От кого болезнь?» – «От Меня», – ответил Господь. «А от кого лекарство?» – спросил пророк. «От Меня», – было сказано ему. «А зачем же в таком случае врач?» – недоумевая, произнёс Ибрагим (мир ему). «Врач – это человек, в руки которого Я низвожу лекарство», – ответил Творец».

Исламские ученые также высоко отзывались о профессии врача. Имам Шафии говорил: «Общество нуждается в двух категориях людей: учёных – для сохранения религии и врачах – для сохранения (здоровья) их тел».

Верующим людям также не следует забывать навестить своих друзей и родных, когда их постигает болезнь. Навещать больных – это сунна Пророка (мир ему) и очень похвальное дело.

«Навещайте больного, кормите голодного и освобождайте испытывающего затруднения» (аль-Бухари).

«Пять вещей входят в число обязанностей всех мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать покойного, отвечать на приглашение и желать блага чихнувшему» (Ахмад). 

Важная Сунна Пророка Мухаммада (мир ему), о которой многие забывают

Важная Сунна Пророка Мухаммада (мир ему), о которой многие забывают

И конечно, не забывайте просить Всевышнего об исцелении, если вам или кому-то из ваших близких случиться заболеть:

Передается, что когда Пророк (мир ему) посещал больного, он делал за него дуа, а иногда клал руку на больное место и читал следующее дуа:

اللَّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ، أَذْهِبِ الْبَأْسَ، وَاشْفِ أَنْتَ الشَّافِي، لاَ شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاؤُكَ، شِفَاءً لاَ يُغَادِرُ سَقَمًا

Аллахумма Рабба ннас азхибиль-бас ваш фи Анта Шафи’и ля шифа’а илля шифа’ук шифа’ан ля югадиру сакаман

«О, Аллах, Господь людей, удали зло и излечи, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления – такого исцеления, которое не оставляет болезни».

Какие дуа читать для выздоровления?

Какие дуа читать для выздоровления?

Пусть Всевышний дарует всем нам терпение в болезнях.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle
Home