Почему Аллах не сразу установил запрет на употребление вина?
Согласно утверждениям большинства исследователей, в четвертом году хиджры был ниспослан коранический аят, в котором хамр (опьяняющие напитки) был объявлен харамом. События развивались таким образом. Сначала был ниспослан аят: «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел».
В то время аят о запрете вина еще не был получен, и некоторые мусульмане пили вино. Но среди сахабов были и те, кто избегал пьянства, видя его плачевные результаты, и ни разу не брал в рот вина. Они ждали, что снизойдет аят, строго запрещающий употребление опьяняющих напитков. Умар аль-Фарук даже молился об этом: «Йа, Рабби! Ниспошли нам твердое повеление относительно вина». Некоторые же сахабы употребляли вино, веря в его полезность.
В один из дней Абдуррахман бин Ауф, да будет доволен им Аллах, пригласил друзей на званый ужин. На столе было вино. Выпили. Некоторые сильно опьянели. Когда наутро встали на утренний намаз, имам прочел суру «Куль йа айюхаль кафирун», пропуская «ля» в нужных местах. Он произнес: «А᾿буду ма та᾿будун».
Всевышний ниспослал аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными». После того, как был ниспослан этот аят, некоторые мусульмане, ранее постоянно употреблявшие вино, отказались от этого, справедливо считая, что не подобает употрелять то, что мешает намазу. Однако были и те, кто полагал, что нельзя только пьяным приходить на намаз, а в остальное время можно пить вино.
Один из ансаров по имени Малик однажды пригласил в гости нескольких сахабов. Для гостей зажарили верблюжью голову и поставили на стол вино. Все ели и пили. Многие опьянели. В таком состоянии начали хвастаться между собой, произносили касиды. Са᾿д ибн Абу Ваккас громко прочел касиду, в которой осмеивал ансаров и восхвалял свое племя. Один из ансаров взял верблюжий череп и со злостью ударил им по голове Са᾿да, серьезно ранив его.
Са᾿д пошел к Пророку, мир ему, и пожаловался на обидчика. Наблюдавший за этим почтенный Умар, да будет доволен им Аллах, поднял руку и прочел ду᾿а: «Йа, Рабби! Ниспошли нам твердое повеление относительно вина». И тогда Всевышний твердо запретил употребление вина.
По приказу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на улицах и на базарах громко объявили: «Знайте, что хамр (то есть вино) стало харамом!» После этого от вина отказались даже те, кто привык пить. Всё имевшееся в домах вино вылили на улицу. Вино текло по улицам, подобно ручьям.
Великие ученые сосчитали десять доводов о запрете вина. Наджмуддин ан-Насафи в толкованиях «Арбаин» привел все эти доводы:
1. Всевышний назвал опьяняющие напитки вместе с азартными играми, которые являются запретными.
2. Вино было упомянуто вместе с идолопоклонством. Поскольку запрещено поклоняться идолам, то также запрещено употреблять вино.
3. В Коране опьяняющие напитки названы мерзостью, скверной. Что является скверной, то запретно.
4. Всевышний называет употребление вина деянием шайтана. А совершать свойственные шайтану поступки, конечно же, запрещено.
5. Всевышний велел сторониться хамра. Чего следует остерегаться, то является харамом .
6. В Коране говорится: «Сторонитесь же хамра, быть может, вы преуспеете». Отсюда тоже следует, что вино является запретным.
7. Всевышний сказал, что употребление спиртных напитков усиливает вражду и ненависть между людьми.
8. Также было сказано, что вино отвращает нас от поминания Аллаха.
9. В Коране также говорится, что вино лишает нас намаза.
10. Отказ от вина стало ваджибом. Из этого следует, что вино яввляется харамом.
Из книги "Истории пророков"
Также по этой теме читайте: