Хукм
Хукм – проявление мудрости в исламе. Лежит его представление в большой мудрости и авторитетном решении. Хукм может являться:
- Божественной мудростью (значение Божественной мудрости или приговора. Хукм этого вида является основой при вынесении фетв).
- Установлением или указанием (указание правителя или особи, у которой имеются подчиненные лица)
- Логическим суждением (часть фигуры в суждении по аналогии)
- Общим правилом (широко применяется в научной литературе правилом и установлением)
В языковом значении хукм – это судопроизводство. Применяется оно по отношению правителя и судьи, так как правитель (по правилам ислама) может осуществлять судопроизводство. Это важная обязанность халифа, не важно, осуществил он судопроизводство самостоятельно, либо последовал в нем за кем-то.
Аяты о хукме разъясняют с точки зрения языка как судье, так и правителю. Соответственно слово «судить» в аяте: «Кто судить не затем, что низвел Аллах» (5.44), задевает правителя и судью, так как они оба имеют полномочия судопроизводства. Если правитель последовал за каким-нибудь другим судьей в судопроизводстве, он является судьей. Следуя словам: «Правитель построил мечеть», образно выражаясь, здесь строителем является сам правитель, а выражения относятся к самому языку, а не условным значениям.
Толкования аятов о хукме связанных с правлением не выходит из условностей, как это предложено в вопросе. Следовательно, возражение против разъяснения по условным значениям и тут разъясняется лексическими значениями не зависимо от точки зрения хакъикха или маджаз (прямого или образного выражения).
Это касается времен, когда ислам начал претворяться, когда судья был полномочен к судопроизводству. Сейчас объяснение аята в отношении правителя более точно, ведь судья по своей сути не имеет никаких полномочий. Он делает так, как требует правитель и то, что говорят уста правителя. Это происходит до той степени, что сами судьи чуть ли не кричат: «Решение не от меня, я только осведомитель». Данное явление можно заметить в одном их судебных разбирательств.
Говоря вкратце – толкование (5.44) имеет прямое отношение к судье и правителю. В современное время содержание такого аята уже больше возлагается на правителя, хотя судьи тоже имеют приоритет, так как судопроизводство прямо связано с судьей, и он является исполнителем, которого назначил правитель для оглашения того, что он приказал.
Islam-today
Понравился материал? Будем благодарны за репост!