Мусульмане и ловушки психокультов
На международном исламоведческом форуме, прошедшем в Казани в этом году, западные ученые с тревогой отмечали распространение групп последователей так называемого «неосуфизма», которые исследователи такженазывают «постисламским движением», поскольку его адепты уходят от исполнения религиозных норм, а их практики носят скорее эзотерический характер. «Неосуфизм», по словам ученых, вдохновляется синкретичными культами, зачастую вовсе не имеет исламского лица и по сути ближе к индуизму. Примечательно, что западные исламоведы заявляют о том, что разделение суфизма и ислама опасно, поскольку духовность без религиозной основы не может существовать! Таким образом, люди остаются один на один с пустой по сути эзотерикой, какими сейчас в Европе являются и, например, йога или дзен.
Перечисленные явления следования синкретичным культам также часто называют термином «нью-эйдж», который носит очень широкий характер: от музыкального направления до системы мировоззрения. В России подобное движение также имеет место быть ещё с 90-х годов прошлого века, однако до недавнего времени казалось, что оно в целом обошло мусульман стороной.
«Внутренним фильтром» может быть только иман
В последнее время с распространением социальных сетей и соответственно их пользователей можно наблюдать тревожную картину увлечения мусульман сомнительными психологическими и духовными практиками, а также следование за авторитетами, эти практики внедряющими. Особенно это коснулось прекрасной половины уммы: мусульманки повально подписываются на страницы, которые подвидом развития женственности или пути к успешности, распространяют идеи, прямо противоречащие исламу. Они оправдывают свои увлечения тем, что не находят таких ясных указаний на то, как развивать себя и сохранять семью в лекциях мусульманских ученых, а информацию, что получают из групп вроде «ведическая семья» или «рождение богини», «фильтруют» и берут для себя только то, что совпадает с исламскими ценностями.
Однако здесь и заключена главная ловушка. Информацию, преподносимую с точки зрения подобных психокультов, невозможно фильтровать при помощи интеллекта, поскольку зачастую она обращена непосредственно к подсознанию, а «коучеры» и «тренеры» не гнушаются использованием манипулятивных технологий. Как отмечает психолог-мусульманка Эльмира Миассарова, «В любом из нас преобладает нафс, и наш ум всячески изощрается оправдывать увлечения опасными идеями и практиками. Эти псевдопсиходуховные практики находят оправдания любым проявлениям нафса, а мусульманин в это время убежден, что он «фильтрует» информацию и применяет лишь то, что не идет в разрез с исламом. Иными словами, такое поведение – одно из проявлений гордыни».
Зрить в корень
Мусульманин обязан думать о последствиях своих решений и выбранного пути. Иногда даже безобидные с первого взгляда увлечения могут привести к неожиданным и нежелательным последствиям, если критерием не становятся нормы ислама. Например, одна моя подруга занималась йогой, как ей казалось, исключительно с точки зрения фитнеса и здорового образа жизни. Через некоторое время после начала занятий, она почувствовала, что для хорошего самочувствия ей нужно заниматься уже не дважды в неделю, а ежедневно. Через год ее организм перестал принимать красное мясо, затем курицу, и наконец, она стала вегетарианкой. Это доказывает, насколько восприимчивые и тонкие натуры – женщины – и им стоит быть особо внимательными к каждому своему выбору.
Нужно помнить и опасаться распространения все новых тренингов, связанных с развитием женственности - пришедших зачастую обучают оккультным эзотерическим техникам, которые восходят к языческим традициям. Например, вы согласны с тем, то женщине следует носить длинные юбки. Однако вы должны быть согласны с этим с точки зрения соблюдения хиджаба, а не с точки зрения «получения энергии от матери-земли». Это действительно очень тонкая и опасная грань, к которой лучше не приближаться, и поэтому в любом вопросе следовать за исламскими источниками.
Ни одна мусульманка не станет отрицать, что ислам – совершенная, законченная Всевышним религия, ниспосланная для всего человечества. Так как же мы можем говорить о том, что не находим в исламе ответ на тот или иной вопрос?! Безусловно, ответ есть! Разве мы без ведических учений не знаем о необходимости послушания мужу, о том, что нельзя уподобляться мужчинам, о любви к детям, о мягкости в речах и поведении и многом другом?
Конечно, спрос рождает предложение. И раз эти бесчисленные тренинги, обещающие «сделать из женщины женщину» так распространены, значит, представительницы слабого пола чувствую давление культуры унисекса и стремятся вернуться к своему предназначению. Но не всегда это можно получить за деньги у сомнительных тренеров. Это развитие не должно быть вымученным самонакачиванием, которое создает иллюзию счастья и оставляет осадок после недолгого состояния странной эйфории, которое к тому же вызывает привыкание. В идеале, молодые мусульманки должны восстановить ту естественную цепочку передачи «женских» знаний из поколения в поколение, от матери к дочери. И в исламе для этого есть все ресурсы, нужно только ими воспользоваться.
Мнение хазрата
Заместитель муфтия, председателя ЦРО ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров, прокомментировал ситуацию для читателей Islam-today.ru: «Мусульманину не следует забывать, что наилучшим психологом, врачевателем, духовным наставником является досточтимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). На многие жизненные вопросы ответы можно найти в его богатом наследии. Всевышний Аллах сказал в Коране: "Поистине, в посланнике Божьем [в его поведении, реакции на происходящее] для вас хороший пример. [Образец благонравия] для тех, кто стремится к Богу, [благодеяниями и усидчивостью стремится быть помилованным Им], помнит о Судном дне [сторонясь греха] и поминает Господа часто [возвращаясь к Нему мыслями, обращаясь с молитвами, возвеличивая и благодаря Его]" (Сура «аль-Ахзаб», 21 аят). Поэтому мусульманину для достижения счастья в этом и следующем мире необходимо глубоко изучать жизнь и нрав Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Хвала Аллаху, сегодня для этого есть много возможностей: лекции на актуальные темы Ислама, о жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в мечетях для всех желающих (например каждый четверг в мечети Кул Шариф с 18:00 до 19:00, каждую среду в Апанаевской мечети с 18:00 до 19:00 и совершенно бесплатно), интернет-медресе Байтуль-хикма, аудио и видео лекции, богатая исламская литература и др. Психологические тренинги обманчивы, если они проводятся не мусульманами и могут поменять взгляды и убеждения слушателей-мусульман».
Мнение психолога
Преподаватель тренинг-центра Казанского федерального университета, клинический психолог и мусульманка Эльмира Миассарова также предостерегает читателей Islam-today.ru: «Как говорится, все воздается по намерению. Я допускаю возможность использования человеком научно обоснованных психотерапевтических практик – таких, например, как релаксация, или расслабление. При этом и цель у человека должна быть благая – например, стремиться быть более сосредоточенным, в том числе во время намаза. Иными словами, цель верующего человека в любой из сфер его жизни должна заключаться в совершенствовании себя для того, чтобы совершенствовать свой иман. Мусульманину чужда идея самосовершенствования и личностного роста как самоцели, а именно так это и преподносится сейчас – быть успешным ради того, чтобы быть успешным.
Ещё одна опасность заключается в том, что выбранный авторитет в области психотренингов становится для человека неким «гуру», при этом не являясь ни мусульманином, ни зачастую попросту высоконравственной личностью. Мы знаем, насколько велика в исламе роль и значимость духовного наставника, который является для мусульманина «духовной кормилицей», поэтому, разумеется, это очень опасно, когда роль этого наставника для мусульманина, возможно и незаметно для него самого, начинает выполнять человек или установки, далекие от ислама».
Нурия Гибадуллина