Можно ли шутить, используя аяты Корана?
Говоря о мирских делах, нельзя использовать аяты и отдельные фразы из Корана. Например, передавая книгу кому-нибудь по имени Йахья, не надо говорить:
يَا يَحْيَى خُذِ الْكِتَابَ«О, Йахья! Крепко держи Писание!» (сура «Марьям», аят 12).
Станет неверующим каждый, кто скажет прилюдно, примешивая к своим словам слова Аллаха:
فَجَمَعْنَاهُمْ جَمْعًا«Мы соберем их (творения) всех вместе» (сура «Аль-Кахф», аят 99).
Также неверующим будет тот, кто поклянется словами:
وَالسَّمَاء وَالطَّارِقِ
«Клянусь небом и Тариком (ночным путником)!» (сура «Ат-Тарик», аят 1).
Также неверующим будет тот, кто о еде в горшке скажет, что она приготовлена со словами:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
«Скажи: Он - Аллах Единый» (сура «аль-Ихлас», аят 1).
Также станет неверующим, если кто-то скажет низкорослому человеку:
إِنَّا أَعْطَيْنَاكَ
«Поистине, Мы даровали тебе...» (сура «аль-Каусар», аят 1), имея в виду краткость этого аята.
Или же предложит кому-то выпить из наполненного бокала со словами:
وَكَأْسًا دِهَاقًا«И полные чаши» (сура «аль-Каусар», аят 1).
Или же преподнесет бокал, произнеся при этом:
وَسُيِّرَتِ الْجِبَالُ فَكَانَتْ سَرَابًا«И горы придут в движение и станут маревом» (сура «ан-Наба», аят 20).
Если мусульманин что-то взвешивая, скажет:
وَإِذَا كَالُوهُمْ أَو وَّزَنُوهُمْ يُخْسِرُونَ
«А когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (сура «аль-Мутаффифин», аят 20).
Все приведенные здесь примеры - это аяты из Корана. Люди не имеют права легко относиться к ним и использовать их ради шутки в повседневных делах. Коран - это божественное Писание, которым нужно руководствоваться в жизни, прислушиваясь к его наставлениям.
Кто читает Коран, тот должен оградить свой разум от посторонних мыслей и размышлять над содержанием прочитанных аятов. Прочтение одного аята, обдумывая его смысл, перед Аллахом принесет больше савабов, чем бездумное чтение всего Корана.
18 правил чтения Священного Корана
Сердце должно быть подготовлено к чтению Корана. Читая и слушая, нельзя думать о пустых и ненужных вещах, надо полностью отдаваться процессу чтения аятов и их осмыслению. Коран нужно читать чётко, раздельно, не торопясь, с тартилем. При таком чтении у человека в душе возникает чувство благодарности Всевышнему. Почтенный Али (да пребудет с ним довольство Аллаха) говорил: «Не ждите добра от поклонения, совершаемого без должного понимания, и от чтения Корана без необходимого осмысления прочитанного».
Кто не понимает смысла аятов даже при медленном чтении, тот может повторить чтение. Однако если при совершении намаза за имамом долго обдумывать содержание произнесенного аята, то можно пропустить переход к другому аяту и невольно оказаться в положении грешника.
Это то же самое, когда один человек скажет другому: «Слушай мои слова хорошенько», и тот настолько будет занят сказанным, что пропустит мимо ушей продолжение его слов. Это как тот человек, который продолжает обдумывать смысл аята, прочитанного имамом в кияме, хотя имам уже совершает руку’. Такое состояние - это васваса, наущение шайтана».
Человек, читающий Коран, должен действовать так, будто аяты только что ниспосылаются, и Аллах слушает их. Имам Газали (да пребудет с ним милость Аллаха) говорит:
«Один мудрец поведал: «Раньше я читал Коран, но не получал наслаждения. Потом я начал читать так, будто посланник Аллаха (мир ему) слушает мое чтение Корана. Я стал получать гораздо больше удовольствия. Еще позже я начал читать так, словно слушаю Коран от Аллаха. И мне расхотелось выходить из этого состояния даже на миг».
Из книги «Исламский путь»