Может ли вдохновение, которое настигает человека, быть откровением от Аллаха?
Откровение присуще исключительно пророкам, и никакой иной человек, каких бы духовных высот он ни достиг, не может быть его получателем. Но иногда Аллах внушает определенные сообщения некоторым избранным творениям. Такие случаи называют арабскими терминами «кяшф» и «ильхам», (то есть подразумевается разновидность вдохновения).
Имам Раббани (милость ему Аллаха) говорил, что эти два понятия несколько отличаются по своему значению: «кяшф» затрагивает органы чувств, то есть происходит явно видимое явление, а «ильхам» имеет отношение к интуитивным знаниям, когда ничего не видно, но определенная мысль внушается в душу. Поэтому в целом термин «ильхам» более корректен, чем «кяшф».
Последний из рассмотренных способов откровения (внушение в сердце), на первый взгляд, очень похож на вдохновение («ильхам»). В обоих случаях происходит внушение в душу человека, но отличие состоит в том, что получателем откровения может быть только пророк, который к тому же узнает, кто внушил ему данное послание (как в случае с ранее приведенным сообщением о словах Пророка, что Джибриль (мир ему) внушил это ему в сердце). А при вдохновении человек не знает, кто внушил ему эту мысль. Он чувствует лишь, что в сердце вошло то, чего ранее там не было.
Поэтому откровение пророков абсолютно достоверно, и им нужно руководствоваться. А вдохновение праведников не представляет собой аргумента в вопросах веры и не является обязательным к следованию.
Более того, если вдохновение или сон человека противоречит достоверно известным предписаниям Корана и хадисов, то в этом случае никто не считает дозволенным следование такому указанию.
Из книги "Корановедение"