• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Может ли, что частое произнесение клятвы являться макрухом?

Время чтения: 3 мин
238

Фото: ESB Professional / shutterstock.com

Фото: ESB Professional / shutterstock.com

Человек должен избегать частых клятв с именем Аллаха. Кто часто клянется, тот принижает достоинство имени Аллаха и не проявляет достаточного почтения к Нему. Аллах пречист от всех этих недостатков. Частое принесение клятвы является макрухом, а это не приличествует му’мину.

Принесение заведомо ложных клятв подобно опустошению страны. Наш Пророк ﷺ упомянул ложную клятву среди тяжких грехов, за которых не бывает искупления. В хадисе сказано: «Нельзя приносить клятву, если в ней содержится вероятность лжи хотя бы с комариное крылышко. А иначе в сердце этого человека образуется черная точка» (Ат-Тирмизи «Сунан», хадис 3020; «Сунан» Ибн Маджа, 12/374, хадис 5563; аль-Хаким «Мустадрак», 4/329).

Нельзя клясться таким образом: «Валлахи, Аллах сделает так». Однако если так станет клясться один из друзей Аллаха – аулия, то Аллах сделает его клятву правдивой и защитит его от нарушения своей клятвы. Такое подтверждение Всевышним правоты Его приближенного раба – это один из караматов аулия.

Изучаем сиру Пророка Мухаммада ﷺ: хронология жизни Любимца Аллаха

Анас ибн Малик радыяллаху ‘анху сообщил следующее: однажды его тетя Рубейи выбила зуб одной женщине из ансаров. Попросили прощения, но та женщина не простила. Об этом сообщили Посланнику Аллаха ﷺ, и он велел произвести кысас (воздаяние равным). Анас радыяллаху ‘анху воскликнул:

– Теперь что, Рубейи сломают зуб? Клянусь Аллахом, направившим тебя истинным пророком, зуб не будет сломан!

Наш Пророк ﷺ возразил:

– В Книге Аллаха велено произвести кысас.

Фото: Black Spark Photo / shutterstock.com

Фото: Black Spark Photo / shutterstock.com

Через некоторое время стороны согласились на выплату дията (компенсации). В итоге наш Пророк ﷺ  сказал: «У Аллаха есть такие рабы, когда они клянутся, Аллах подтверждает правдивость их клятвы» («Сахих» аль-Бухари, Дият, 19, Сулх, 8; «Сахих» имама Муслима, Касаме, 24 (1675); «Сунан» Абу Дауда, Дият, 39).

В чем же причина того, что после вынесения Посланником Аллаха ﷺ решения о совершении кысаса, один из его сподвижников стал ему возражать? На такой вопрос можно ответить следующим образом: сподвижник возразил не с целью отменить решение, а для того, чтобы побудить к совершению дията. Или же он был уверен в том, что Аллах не поставит его в затруднительное положение. Недаром его клятва была исполнена. По внушению Аллаха противостоящие стороны согласились на дият. Вот подобные случаи представляют собой караматы аулия.

Клятва за благословенный свет: история пророка Шиса (а.с.)

В один из дней Абу Хафс радыяллаху ‘анху по дороге встретил охваченного горем селянина.

– Что случилось? Всё ли у тебя в порядке? – спросил он.

– Я потерял своего осла, и кроме него у меня ничего нет, – ответил селянин.

Абу Хафс радыяллаху ‘анху взмолился:

– Йа Рабби! Клянусь Твоим достоинством! Если Ты не вернешь этому человеку его осла, я не сделаю больше ни шагу! И в это время вдалеке показался осел («Шарх аль-Машарик»; «Равдат ан-Насихин»).

«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»

Социальные комментарии Cackle