Лжехадисы: некоторые аспекты хадисоведения
Одно из самых страшных преступлений против религии это приписывание выдуманных хадисов нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!).
Выдуманные хадисы — это выражения, у которых неизвестен автор, но приписывают их Пророку Мухаммаду (ﷺ) или же принадлежащие другим людям мудрые выражения, также ошибочно приписываемые Пророку (ﷺ).
Когда закончилась эпоха сподвижников Пророка Мухаммада (ﷺ) и следующая за ней эпоха табиинов, появились безбожники, выдумывающие хадисы, желая очернить и запятнать Ислам. Наряду с ними были те, кто выдумывал хадисы, желая получить от этого финансовую прибыль, желая угодить правителям, а также такие невежды, кто переиначивал хадисы на свой лад, желая тем самым призвать людей к поклонению, правильному пути и благу. Таким образом, привнося в чистую религию ересь и вздор, чуждые суеверия и неверные мысли, люди хотели бросить тень на Ислам.
Наряду с этим, во многих исламских книгах по причине беспечности авторов, их ошибок или небрежного изучения материала, некоторые мудрые изречения называются хадисами, хотя не являются ими. Ученые-хадисоведы изучили эти выражения, называемые в книгах хадисами, и, уважая авторов этих книг, но еще больше уважая Пророка (ﷺ), открыто заявили о том, какие из выражений не являются хадисами.
При вынесении решения по тому или иному вымышленному хадису учеными используются специальные формулировки, которые определяют факторы, делающие конкретный хадис недействительным.
Одна из них – это ««У данного хадиса нет основы» (араб. «ля асля ляху»)». Это выражение используется в случаях, когда:
1) неизвестна цепочка передатчиков хадиса, т.е. его происхождение;
2) когда у хадиса есть цепочка передатчиков, но среди передатчиков есть человек, известный как лжец или выдумывающий хадисы, или же есть явные доказательства, свидетельствующие, что сам хадис ложен или вымышлен;
3) содержание и смысл хадиса далеки от шариатских текстов и нет никаких доказательств, которые могли бы подкрепить смысл этого хадиса;
4) смысл и текстовое содержание хадиса не встречаются ни в Священном Коране, ни в достоверной сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!).
При использовании известными и авторитетными мухаддисами выражения «Я не знаю этого хадиса» ( араб. «ма вакафту ‘алейхи») и при отсутствии возражений против их использования хадис объявляется вымышленным. Суйуты в книге «Тадрибу-р рави» (стр.195) при разборе видов хадисов, в конце двадцать третьей темы говорит: «Хафиз Ибн Хаджар сказал, что если кто-то из знатоков хадисов скажет, что не знает какого-либо хадиса, то этого достаточно, чтобы не принимать данный хадис».
«Этот хадис недостоверен» («ля ясыхху»). Подобная формулировка используется учеными в случае, когда хадис, скорее всего, вымышлен и его точно нельзя охарактеризовать как достоверный. Если эти же выражения используются для описания хадисов, по которым выводятся шариатские решения, то тогда имеется в виду, что хадис недостоверен в терминологическом смысле.
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали в книге «Латаифу-ль ма’ариф фима ли мавасими-ль ‘ам мина-ль вазаиф» (стр.123) пишет: «Для месяца Раджаб нет особенного, специального намаза. Хадисы, говорящие о достоинстве намаза, совершаемого в первую ночь пятницы месяца Раджаб – ночь Рагаиб – все являются ложными и недостоверными. Согласно словам всех ученых, этот намаз является нововведением».
В следующей статье мы рассмотрим несколько примеров известных хадисов, являющихся по мнению, известных ученых-хадисоведов вымышленными.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.