Люди не ангелы: почему человеку нельзя быть безгрешным?
Но почему не существует безгрешных людей?
В Коране Всевышний повествует о том, что в склонности Его рабов к греху есть мудрость, о которой неизвестно ангелам, но ведомо Ему: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они спросили: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он ответил: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (Бакара, 30).
Аллах пожелал создать творение, которое будет осознанно вести борьбу со своими страстями ради достижения Его довольства. Самостоятельно стремиться к благому, ища поддержки Создателя. То есть для борьбы необходимо препятствие – страсти. И они заведомо вложены в человека. Ангелы же не имеют такого выбора. Их природа заключается в исключительном повиновении, что, несомненно, проще. Ноша человека очень тяжела, поэтому и награда за неё самая высокая: Лик Аллаха и вечная, безмятежная жизнь в райских садах.
Всевышний оказал людям поддержку, послав руководство о том, к чему и как им следует стремиться для достижения цели. Из его текстов ясно, что Господь не ждёт от своих рабов «ангельской» безупречности. Наоборот, человек будет ошибаться, грешить, забывать что-то, но главное, он не должен оставлять борьбу, отдаваясь грехам. Его совесть должна быть живой, а сердце жаждать идти вперёд к цели. Об этом говорит ему его Создатель: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (аз-Зумар, 53).
Отчаяние – тоже грех, неподобающий верующему, ибо означает утрату веры, надежды на милость Милостивого. И Всевышний противопоставляет ему покаяние: «Покаявшийся в грехе и отказавшийся от его совершения подобен тому, кто вовсе не совершал этого греха» (Ибн Маджа, 4250).
То есть искреннее стремление раба к прощению Аллаха, к Его благосклонности, наилучшим образом проявляется в акте покаяния. Это очень дорого перед Всевышним, что посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы творения, которые стали бы совершать грехи, а затем просили бы прощения (каялись), и Он прощал бы их!» (Ахмад, Муслим, Тирмизи). Так же он ﷺ сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (Тирмизи, 2499; Ибн Маджа, 4251).
Человеку велено держаться границ дозволенного, но как бы он ни старался, ошибок не избежать. Будут грехи, совершённые случайно, по неведению, он может задеть чьи-либо права (даже право муравья, случайно придавленного ногой!) и прочее. И уж возможно ли достичь такого поклонения, которое будет абсолютно достойным великого Аллаха?!
Посему грех и покаяние есть путь борьбы человека. Это Творцом заложенный в него смысл. Не безгрешность является целью раба, а осознание своей немощности, проявляющееся в искреннем покаянии. Идя к Создателю с полным любви и веры сердцем, человек, вставая, после каждого падения, доказывает Ему серьёзность, чистоту своего намерения и чувств. Проявляет свою истинную сущность. И ведь именно этого желает Господь:
«Мы, воистину, будем испытывать вас, пока не станут известны (проявив в делах свои суть и устремления) усидчивые (покорные, не бунтующие) и терпеливые» (Мухаммад, 31).
Айна Замаева