Любовь к братьям нашим меньшим как неотъемлемая часть имана
«Бог помилует милостивых. Будь милостив к тем, кто на земле, и Бог помилует тебя» (хадис).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) стал милостью для всех миров. Его милосердие, его доброта были настолько всеобъемлющими и безграничными, что касались даже самого малого творения Всевышнего Аллаха. Все, что создано Аллахом, является его благословенным творением, неприкосновенность и сохранность которого лежит на любом из нас. Наше отношение к братьям нашим меньшим – это наш аманат от Всевышнего, показатель нашей души и доброты. Удивительно, но даже то, какое отношение мы проявляем к котенку, птице, щенку и любому другому животному, – это показатель нашего имана.
Среди хадисов есть множество, посвященных отношению к животным. Все они – об обязанности доброго и милосердного отношения к животным. В этом олицетворение нашей мягкой и милосердной ко всем творениям Аллаха религии. Хадисы пророка о животных являются наставлением на все времена и должны формировать наше отношение к животным.
Однажды имаму Ахмаду ибн Ханбалу рассказали про одного старца, знающего много хадисов Пророка (мир ему и благословение). Ибн Ханбал встретил его, кормившего собаку. Имам Ахмад поздоровался с ним. Старец ответил на его приветствие и продолжил своё занятие. Имам обиделся и подумал про себя: «Почему он занимается собакой, а на меня не обращает внимания?» Знаток хадисов же, накормив собаку, обратился к имаму: «Кажется, вы обиделись на меня?» Тот ответил утвердительно.
На что старец ответил: «Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если кто-то разобьет чью-то надежду, то Всевышний в Судный день разобьет его надежду и не введет его в Рай». В наших краях не встретишь ни одной собаки, а эта пришла, понадеявшись на меня. Я боялся, что разобью её надежду, а Всевышний в День суда не простит меня». Услышав предание старца, имам Ахмад сказал: «Мне этого хадиса достаточно». Поблагодарил старца и ушёл».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
1. Издеваться над животными – это грех.
«Всевышний проклинает того, кто уродует животных».
2. За недостойное отношение даже к самому малому животному придется отвечать в Судный день
«В Судный день Всевышний спросит у того, кто необоснованно и несправедливо лишил жизни воробья».
«Кто убьет птицу или кого-то другого (животное) без должной на то причины, будет спрошен Господом». Его спросили: «О посланник Аллаха, а что является должной причиной?» Он ответил: «Убивать ради пищи, а не оторвать ему голову и выбросить».
Всем известен хадис о женщине, которая попала в Ад, за то что мучила ни в чем не повинное животное. Пророк (мир ему) говорил: «В ночь Вознесения – аль-мирадж – я пролетал над геенной огненной и увидел женщину, страдающую от мук адских. Я спросил про причину её страданий и мучений. Ответили, что она связала кошке лапы, не давала ей ни пить, ни есть, даже сухую траву, в результате та умерла. За такое отношение к животному Всевышний и наказывает эту женщину».
В противовес этому есть хадис о большой награде за доброе отношение к животным. Однажды Пророк (мир ему и благословение) рассказал о путнике, томимом жаждой. На пути он встретил колодец, спустился и напился из него. Он выбрался из колодца и увидел пса, которого так мучила жажда, что он лизал влажную землю. Путник подумал: «Он хочет пить, как и я», и снова спустился в колодец, чтобы набрать воды для пса. За этот поступок Господь простил его грехи.
3. Мучать животное, изнурять его – тоже грех
«Нет такого животного, которое бы каждое утро не просило у Всевышнего владельца, кормившего бы его сеном, поившего бы водой и использовавшего бы в меру».
4. Заклание животного не должно принести ему боли.
Пророк (мир ему и благословение) заботился о животных даже во время заклания. Однажды он проходил мимо человека, который, точил нож, поставив ногу на бок животному, и животное видело это. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты хочешь, чтобы животное умерло два раза?»
В одном из хадисов сказано: «Не бейте животных по морде, ибо они возносят хвалу своему Господу». Мы – люди – считаем себя венцами творения, нам кажется, что все в наших руках, все принадлежит нам, а животные – никчемные существа, созданные всего лишь для подчинения нам. Но мы, как и они, созданы только для поклонения Аллаху, мы, подобно им, творения Всевышнего, наделенные большим разумом и ответственностью для проявления достойного отношения даже к беспомощному слепому котенку. В этом – проявление нашего имана.
Islam-Today