Кто он - человек, чье сердце не было увлечено мирскими благами?
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 6. Восхваление повелителя правоверных ‘Али б. Абу Талиба (да будет доволен им Аллах!)
Вслед за ‘Усманом [пришел] ‘Али Муртаза, Гордость мира и Лев Божий.
Обладателем Самсама и Кумкама он был.
Ударом Зульфикара он этот путь проложил.
Богатырь богатырей в [этом] мире,
В джихаде малом и великом, [так и] знай!
Подобного самости чистой его, о обладатель взора чистого,
На свете никто никогда не видел.
«Нет юноши храбрее ‘Али» (ла фата илла ‘Али), – сказал Посланник.
Восхвалил Муртазу (‘Али б. Абу Талиба – прим. ред.) [тот] обладатель тайных смыслов.
В мусульманстве, шариате и убежденности
Усердствовал он [всей] душой в религии.
Во время молитвы, поста и в положении стоя
Чистая самость его всегда была занята поклонением.
Ничего из мирского не пропустил он в сердце,
Ни к чему из воды глины не коснулся рукой.
Рудником щедрости и пожертвования была самость его.
Лучше нее было тело и знамения его.
Гордость и предводитель друзей [Аллаха]
В мусульманстве и на пути Аллаха.
Ибо ‘Али чистым душою и благочестивым [был],
Владыкой, главой людей и весьма избранным [был].
Если назовут его «брат мой» (араб. ахи), это дозволяется.
Не называй его неким другом [Аллаха], он лучший из друзей [Аллаха].
И эмир, и сподвижник, и друг [Аллаха] он.
Из всего был у него удел.
Был он свободен от желания и нафса,
Словно чистый рубин в гранате.
Годами он усердствовал ради Аллаха,
Ради шариата и религии Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.).
Послушай восхваление товарищей Мухаммада,
Открой глаза, прислушайся к этим словам.
Запах правдивости Сиддика (Абу Бакра – прим. ред.) и ‘Умаровой справедливости
Если ты почувствуешь, душу ты усладишь.
В знании ‘Усмана и кротости того ‘Али
Если ты будешь усердствовать, поистине, будешь ты другом [Аллаха].
Один подобен душе, а другой – духу.
Один подобен разуму, а другой – очам.
Один подобен меду, а другой – сахару.
Один подобен морю, а другой – жемчугу.
Один подобен утру, а другой – утреннему похмелью.
Благодаря одному произошла победа (фатх), а благодаря другому – успех (футух).
Один подобен свече, а другой – светильнику.
Один подобен саду души, а другой – лугу.
Один является солнцем, а другой подобен луне.
Один подобен утру, а другой – утренней заре.
Четырьмя столпами мира являются эти четыре товарища.
Для Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.) четыре товарища являются избранниками.
Абу Бакру и ‘Умару с ‘Усманом,
Вместе с ‘Али Муртазой постоянно
Славословия я читаю [всей] душой,
Сердцем, душою, духом и языком.
О Господь, из почтения к четырем товарищам
Не сменяй наш покой на беспокойство.
Смилостивься над сердцем и душой нашими,
Поскольку нет никого, кроме Тебя, о Султан наш!
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017