Кто никогда не сможет стать истинным рабом Всевышнего?
Человек является созданным, а не создателем. И не имеет права делать все, что захочет, так как является рабом. Если раб пытается делать все, что захочет, то это выходит за рамки рабства, и является посягательством на божественность. Тогда как обязанностью раба является выполнение того, что ему приказано. То есть раб обязан выполнять то, что хочет его Господь.
Поскольку нафс создан как вместилище высокомерия и пороков, то он не хочет подчиняться кому-либо. По этому поводу в Коране говорится: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?» (Джасийа 45/23).
Абдуллах Дехлеви сказал: «Как может стать рабом Аллаха тот, кто повинуется прихотям своего нафса? О, человек! Ты станешь рабом того, за кем последуешь».
Необходимо очищать нафс от всего скверного, делая то, что ему не нравится и, не подчиняясь его желаниям. В противном случае человек станет пленником и рабом своего нафса. Абк Саид Харраз сказал: «Нафс подобен стоячей воде. Внешне она кажется чистой. Но стоит ее немного взволновать, то сразу станет видно, сколько грязи на дне. Чтобы узнать о состоянии нафса, необходимо испытать его, подвергнув трудностям, и противодействуя его низменным желаниям. Каждый должен посмотреть на свой нафс, какие формы он принимает в трудных ситуациях. Способен ли он воспротивится пустым и низменным желаниям?».
Абу Бакр Васити сказал: «Повернувшись лицом к своему нафсу, ты поворачиваешься спиной к своей религии. Повернувшийся лицом к своей религии, поворачивается спиной к своему нафсу. Обрати свое сердце не к тому, что угодно твоему нафсу, а к тому, что ему не нравится».
Однажды один человек пришел к Байазиду Бистами и сказал: «На протяжении тридцати лет, я провожу дни в посте, а ночи в намазе. Но не замечаю какого-либо развития. Хотя придерживаюсь правильных вероубеждений».
Байазид Бистами сказал: «Даже если ты будешь продолжать делать это в течение трехсот лет, ты не достигнешь успеха. Так как продвижению вперед препятствует твой нафс».
Человек спросил: «О, шейх! Есть ли какое ни будь средство от этого?».
Байазид Бистами сказал: «Есть, но ты не примешь этого». Человек ответил: «Пожалуйста, поведай мне об этом. Я сделаю все, что скажешь».
Байазид Бистами сказал ему: «Ступай домой. Сними с себя эту дорогую одежду и одень старую. Повесь себе на шею торбу наполненную орехами. Затем ступай на ту улицу, где тебя все хорошо знают. Собери вокруг себя детей и скажи им: «Тот, кто даст мне одну пощечину, получит один орех, а тот, кто даст мне две пощечины, получит два ореха»».
Услышав это, человек сказал: «Субханаллах! Я не смогу сделать этого. Посоветуй мне что ни будь другое». Байазид Бистами сказал: «Только это может стать лекарством для тебя. Но я сразу сказал тебе, что ты этого не примешь. Главной основой нашего пути, является воспитание нафса».
Абу Бакр Веррак сказал: «Тот, кто удовлетворяет все пожелания своего нафса, посадил в своем сердце дерево сожаления».
Islam-Today