Когда разрешенное становится запрещенным?
«Садду зараи'» - религиозный термин, используемый в науке фикх, являющийся названием одного из дополнительных источников исламского права.
На русский язык термин «садду зараи'» переводится по-разному. «Профилактика правонарушения», «Запрет путей, ведущих к греху» или «Преграда против зла» - все это некоторые варианты перевода.
Садду зараи' – это запрет дозволенных вещей в Исламе, которые приводят к запретному. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству» (сура «Скот», аят 108). Также в сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приводятся случаи, когда он запрещал то, что в основе своей не является запретным. В сообщении, которое приводит аль-Байхаки, говорится, что Пророк (мир ему) запретил продажу оружия во время смуты.
К этому правилу также относятся случаи, когда может быть аннулирована некая правовая норма, которая приводит к греху. Например, были случаи, когда муж непосредственно перед смертью давал развод своей жене с намерением лишить ее наследства. Судьи объявляли подобный развод незаконным и оставляли за вдовой право получить свою долю наследства (Ибн Рушд, 3 том, 123-124).
В Коране и сунне есть множество примеров того, как разрешенное становится запретным по той или иной причине. В Исламе запрещено брать подарки руководителям и людям, собирающих налог, хотя в основе принятие подарков не порицается.
Наследник лишается права на наследство, если он убивает своего наследодателя. Это было сделано для того, чтобы у будущих наследников не возникало желания мгновенно заполучить имущество своего наследодателя.
В конечном счете, вопрос «садду зараи'» возвращается к богобоязненности, ведь в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ясно говорится о том, что мусульманин должен избегать не только запретных поступков, но и того, что вызывает у него сомнение: «Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает» (ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Также в одном известном хадисе сказано: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди не имеют ясного представления. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям» (аль-Бухари, Муслим).
Islam-Today