Когда человек становится похож на животное?
Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами. (Сура «Аль-А`раф», аят 179)
Человек в Коране характеризуется, как творение, обладающее разумом, способное думать и познавать. Акцентируется внимание на необходимости использования человеком в полной мере этих своих способностей. Во многих аятах настоятельно подчеркивается, что человек должен правильно и эффективно использовать возможности своего сознания. Коран призывает нас к размышлению о своем внутреннем мире и обо всем, что нас окружает, даже о том, что происходит с человеческим родом от момента его сотворения и до последнего мгновения. И делать правильные выводы из наших наблюдений.
В аяте, смысловой перевод которого приведен нами выше, Аллах напоминает человеку о предоставленной ему способности видеть и слышать красоту мира, воспринимать добро, понимать действительность. Однако в аяте речь идет о тех, кто используют эти способности неправильно, в разрез с целью сотворения, и по этой причине становятся заложниками ложных убеждений, совершают неправедные поступки, которые в конце концов приведут их в джаханнам. В аяте содержится жесткое предупреждение всем, начиная от мушриков, идолопоклонников, к которым обращен данный аят, и заканчивая всеми теми, кто отворачиваются от единобожия, таухида, проявляют неблагодарность за все блага, предоставленные им Всевышним.
Таким образом, многие из людей и джиннов, имеющих такую же как и люди ответственность, заслуживают наказание из-за использования свого разума и других органов чувств неправильно и не по назначению. Аллах говорит про них в аяте, что «их сотворили для джаханнам». Вместо того, чтобы воспользоваться сотворенными ради них возможностями и условиями и в награду заслужить Рай, многие люди и джинны используют свободу воли и возможность выбора в противоположном направлении и заслужат джаханнам. Речь не может идти о недобром намерении и враждебном отношении Аллаха к кому-либо. К примеру, в другом аяте говорится: «Это – за то, что приготовили ваши руки. Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами» (Анфал, 8:51).
Люди, не использующие свои познавательные способности, сравниваются в рассматриваемом нами аяте с животным, указывается на их еще более низкое положение, даже по сравнению с животными. Ведь животные, хотя и имеют органы чувств, не умеют использовать данные, получаемые через эти органы, для принятия решений, для приобретения новых знаний, для собственных размышлений. В их сознании нет подобных функций. Они не в состоянии обрести истинные знания и убеждения и украсить свою жизнь прекрасными делами. Человек же сотворен обладающим всеми этими качествами. И если он, несмотря на все свои способности, отказывается использовать их правильно и по назначению, значит он действительно ниже животных.
В таком случае, нам остается только превзойти видимую сторону жизни и действительности, охватить их глубинную сущность и сделать мудрые заключения касательно нашей жизни и нашей веры. Нам нужно украсить свои души красивыми чувствами и мыслями, избавиться от неверия (куфр), раздоров и распрей, ложных верований и суеверия. Выработать в себе крепкое вероубеждение, иман. Нам нужно защитить себя от служения очередным преходящим ложным богам. Будем покло-няться только Аллаху и только от него ждать помощи (Фатиха, 1:5).
Будем сторониться любых неправедных и грязных дел, которые унижают ее достоинство перед Аллахом и перед людьми. Будем помнить, что красивые и крепкие дома могут быть построены только лишь в соответствии со строительными нормами и правилами. Точно так же, красивые и крепкие человеческие отношения могут строиться только при соблюдении предписаний и запретов Аллаха. Всего этого мы можем добиться при правильном использовании нашего преимущества – нашего разума и наших органов чувств, которыми так щедро одарил нас Всевышний Аллах.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.