Когда был совершен первый джума-намаз?
Вопрос: Когда был совершен первый джума-намаз?
Ответ: По поводу того, кем именно, когда и где был проведен первый джума-намаз, существуют различные риваяты. Приведем некоторые из них:
1. Еще до своего переселения посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) дал разрешение на проведение джума-намаза. В то время сам он не мог совершать джума-намаз в Мекке, однако в своем письме к Мусабу ибн Умайру (радыйаллаху анху) он писал: «Поскольку иудеи по субботам в открытую читают Забур, то вы, собрав своих женщин и детей в пятницу, приближайтесь к Аллаху Всевышнему посредством двух ракаатов намаза, совершаемого после того, как солнце отклонится от зенита» (Мухаммад Хамидуллах, Васаикус-Сийасиййа, стр.35; Алуси, Рухуль-Маани, XXVNI/99). В «Табакате» Ибн Сада приводится продолжение этого риваята: «... и они совершили джума-намаз в доме Сада ибн Усамы в количестве двенадцати человек».
Принимая во внимание данный риваят, можно сказать, что джума-намаз был вменен в обязанность в Мекке.
2. Абдуррахман ибн Кааб говорил: «После того, как мой отец потерял зрение, я сам стал отводить его на джума-намаз. Когда он услышал звуки азана, то стал делать дуа для Абу Умамы Асада ибн Зурары. Я спросил его о причине этого, на что он ответил: «О, сынок! Он был первым, кто провел для нас джума-намаз в Медине в квартале Бану Байада». Я спросил: «Сколько вас было в тот день?». Он ответил: «Нас было сорок человек»» (Алуси, Рухуль-Маани, XXVNI/99).
3. В книге «Умдатуль-Кари» приводится риваят, дополняющий вышеприведенный. «Ибн Сирин рассказывал: «Мусульмане Медины еще до хиджры посланника Аллаха и до ниспослания аята, касающегося джума-намаза, собрались вместе. Именно они стали теми, кто дал этому намазу такое название. Они сказали: «У иудеев и христиан есть определенные дни недели, когда они собираются вместе. Давайте и мы будем собираться в определенный день, будем поминать Аллаха и совершать намаз». Для этого они выбрали йаумуль-аруба, и стали собираться в доме Асада. Он проводил для них намаз в два ракаата. На этом собрании они решили назвать этот день «джума». Затем Сад зарезал для них барана и накормил их, так как их число было небольшим» (Хаким, аль-Мустадрак, I/28l; Ибн Маджа, Сунан, I/344).
4. В книге «аль-Маариф» приводится следующий риваят: «Зухри рассказывал: «Когда Мусаб ибн Умайр (радыйаллаху анху) был отправлен к мединцам для обучения их Корану, то он стал первым человеком, который провел для них джума намаз, еще до приезда туда посланника Аллаха» (Хашийатус-Саляби аля Табйиниль-Хакаик, I/217).
Имам Алуси после перечисления всех этих риваятов, говорит: «Самым достоверным риваятом касающимся данного вопроса, является тот, в котором говорится, что первый джума-намаз в Медине провел Асад».
5. Что же касается первого джума-намаза, который был проведен непосредственно посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то он был совершен в местечке Куба, находящимся недалеко от Медины, во время совершения посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) хиджры.
Islam-Today