Каково положение верующих, которые приписывают Аллаху детей? Ответ Абу Ханифы
Абу Ханифа был величайшим ученым, знатоком исламского права и вероубеждения, жившим в 80/699-150/767 годах. В первые годы обучения, находясь в городе Куфа, Абу Ханифа заучил Священный Коран наизусть. Также он овладел такими предметами, как морфология (сарф) и синтаксис (нахв) арабского языка. Абу Ханифа является одним из великих ученых, которые способствовали распространению вероубеждения Ахлю Сунны. Его труды по основам вероубеждения, составленные в форме ответов на вопросы, дошли до наших дней и легли в основу учения школы Матуриди. Ниже вы можете ознакомиться с отрывком одной из книги Абу Ханифы:
Ученик:
– Вы осветили мне мой путь. Пусть Аллах осветит ваш путь в Судный день. Каково положение того, кто утверждает, что познал Всевышнего Господа, но приписывает ему детей?
Ученый:
– Упаси нас Аллах! Очень опасный вопрос. Подобные вопросы задаются теми, кто пытается ввести людей в заблуждение. Коль человек уверовал в единство Аллаха, как он может говорить такое.
Ученик:
– Клянусь, как вы и говорили, эти вопросы задаются теми, кто пытается ввести людей в заблуждение. Несомненно, что такое просто невозможно. Однако в чем проявляется лицемерие сегодня? Разве это лицемерие не подобно лицемерию первых поколений? И разве сегодняшнее неверие не подобно неверию тех времен? Каким было лицемерие в прежние времена?
Ученый:
– Да, сегодняшнее лицемерие – это лицемерие прежних времен, и сегодняшнее неверие – это неверие прежних времен. Так же и сегодняшний Ислам – Ислам прежних времен. Давай я разъясню тебе.
Лицемерие прежних времен заключалось в отрицании сердцем и лжи, внешне скрываемое свидетельством языком. Положение лицемеров не изменилось с тех пор. Всевышний Аллах описывает лицемеров в Своей Книге следующим образом: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты – Посланник Аллаха» Аллах знает, что ты – Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами» («Аль-Мунафикун», аят 1).
Всевышний Аллах обвиняет их во лжи не по причине того, что говорят их языки. Их ложь заключается в том, что они не признают того, что утверждают их уста. Аллах говорит о них: «Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы – с вами. Мы лишь издеваемся» («Аль-Бакара», аят 14).
Иными словами, они считают, что насмехаются над Пророком и его сподвижниками, когда свидетельствуют о своей вере языком.
Из книги «5 трудов имама Агзама»