• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каким образом Пророк (мир ему) получал откровения от Аллаха?

Время чтения: 5 мин
10761

Знатоки сиры и великие имамы пришли к взаимному согласию, что первое откровение Пророку (мир ему) снизошло в месяце рамадан. 185-й аят суры «Бакара/Корова» и хадисоведы говорят, что в первый раз откровение снизошло в сорок первом году его жизни, третьего, или восьмого, или же двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль. То же самое сказано в "Джамиуль-усуль".

Слова «В месяц рамадан был ниспослан Коран» могут иметь и такой смысл: «Мы ниспослали аяты Корана о рамадане». Имеется также следующее толкование: в рамадане Коран был спущен из Хранимой скрижали на нижнее небо, а оттуда ниспосылалось частями в течение двадцати лет.

Некоторые из более поздних ученых утверждали: «Эти два риваята можно согласовать между собой таким образом: впервые откровение пришло к Расулюллаху (мир ему) во сне в месяце рабиуль-авваль. В сорок первом году его жизни откровения стали приходить к нему наяву».

Согласно упомянутым хадисам, это была сура "Аляк"(Икра). В одном риваяте сказано, что это был аят "Йа айюхаль мудассир". Согласно риваяту, переданному от Хадиджи (радыйаллаху анха), первой была ниспослана сура "Фатиха".

Ученые Ислама, жившие в более поздние века, объединили эти риваята таким образом: первый ниспосланный аят - это сура "Икра бисми раббика"; после трехлетнего перерыва первым был ниспослан аят "Йа айюхаль мудассир". В пещере на горе Хира, еще до того, как показаться нашему Пророку, Джибриль (алейхи салям) прочел ему суру "Фатиха".

Сначала установим, сколько всего есть видов откровений (вахи) в зависимости от способов их поступления.

1) Вначале откровения приходили в сновидениях. И так продолжалось в течение шести месяцев.

2) Джибриль (а.с.) внушал откровения сердцу Расулюллаха (мир ему). Расулюллах его не видел.

3) Джибриль (а.с.) являлся в человеческом обличье и читал Расулюллаху аяты Корана. Согласно преданию, чаще всего он являлся в облике Дихьи аль-Кальби (р.а.). Многие сахабы видели его в таком облике.

4) Откровения приходили в виде колокольного звона. Этот способ прихода откровений был труднее остальных. Если в это время Расулюллах (мир ему) опирался на чьи-то колени, тот человек чувствовал такую тяжесть, как будто у него скоро сломается бедро. С его благословенного чела капал пот.

Аиша (р.а.) передает: «И мне довелось увидеть, как в холодный зимний день ему ниспосылалось откровение. С благословенного чела Расулюллаха стекали капельки пота, подобно жемчужинам».

Ахмад ибн Ханбаль (.а.) в своем "Муснаде" пишет: «Однажды в Медине Расулюллах (мир ему) сидел вместе со своими сподвижниками. Чуть позже к ним подошел Осман ибн Маʼзун (р.а.). После приветствия, Пророк (мир ему) дал ему знак присесть.

Во время беседы Расулюллах (мир ему) внезапно поглядел на небо, потом посмотрел вниз и оперся о правую руку. Он совсем отвернулся от Османа (р.а.) и стал качать головой, словно заучивая что-то наизусть. Немного погодя, он снова посмотрел на небо, а потом повернулся к Осману (р.а.).

Хазрати Осман (р.а.) спросил: «О, Расулюллах! Я раньше никогда не видел тебя в таком состоянии. Кого и как ты увидел?»

Расулюллах (мир ему) ответил: «От Всевышнего Аллаха явился посланник, принес вести». На вопрос о том, какие же это были вести, Посланник (мир ему) ответил так: «Всевышний Аллах повелевает соблюдать справедливость, что является основой всего, а также совершать благодеяния и отдавать нуждающимся родственникам из своего добра. Он запрещает плохие деяния, которые повлекут за собой раскаяние и неверие, а также остерегает от гордыни, являющейся свойством шайтана, и не совершать людям насилия. Аллах своими повелениями и запретами сообщает нам о добре и зле».

Ибн Маʼзун говорит: «К тому времени я стал мусульманином, но исламият еще не моем сердце окреп, а моя любовь к досточтимому Пророку (мир ему) стала еще сильнее».

Передают от Османа ибн Аффана (р.а.): «В один из дней был ниспослан аят: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами». В этот момент Посланник (мир ему) опирался о мои колени. Я записал этот аят. Подошел Абдуллах ибн Мактум и сказал: «О, Расулюллах! Моя причина известна». Он был слеп и не мог поехать в военный поход. Тотчас были ниспосланы слова: «В том случае, если у них не было крайней нужды или другого оправдания». Тело Расулюллаха (мир ему) вдруг стало таким тяжелым, как будто мое бедро скоро сломается».

Передают от Ибн Азди ад-Дуси: «Я видел Посланника (мир ему), сидящего верхом на верблюде, когда было ниспослано откровение. Я заметил, что ноги верблюда согнулись пополам, и подумал, что они сломаются. Он опустился на передние колени, а потом снова встал. Я посмотрел: Расулюллах (мир ему) обливался потом».

Сообщают, что когда процесс ниспослания откровения завершался и ангел покидал Расулюллаха (мир ему), у него начинала болеть голова. Некоторое время он страдал от этой боли. Такое состояние было результатом четвертого вида получения откровений.

5) Он видел Джибриля (а.с.) в его истинном облике, то есть таким, как во время Мираджа.

6) В ночь Мираджа он был вознесен на седьмое небо и там получил откровения.

7) Всевышний Аллах говорил с ним без посредничества ангела, только через завесу. Это тоже случилось в ночь Мираджа.

8) Всевышний Аллах довел до него откровения без участия ангела и при отсутствии какой-либо завесы, то есть напрямую без всяких посредников. Расулюллах (мир ему) во время Мираджа видел Всевышнего природным физическим зрением.

Передают от Ибн Аббаса (р.а.): «После пророка Исы (а.с.) откровения прекратились, и в течение примерно шестисот лет с небес не поступали божественные откровения. И вот, вновь услышав громкие звуки откровения, благородные ангелы испугались, подумав, что наступил Судный день. От ужаса они потеряли сознание, но позже поняли, что это откровение от Аллаха, и спросили у Джибриля (а.с.): «Кому ты доставляешь откровение?» Джибриль (а.с.) ответил: «Мухаммаду». Ангелы воскликнули: «Аллаху акбар, Судный день стал близок».

Ибн Масуд (р.а.) передает: «Расулюллах (мир ему) соизволил сказать: «Когда Всевышний Аллах начинает говорить, сообщая откровение, небесные обитатели слышат очень сильный звук и совершают сажда. Тот звук похож на звук удара железом по железу».

В одном риваяте говорится: «После ниспослания каждого благородного аята ангелы содрогаются. В небесах возникает звук, который слышат все ангелы без исключения. Это такой звук, как будто по тонкому стеклу тащат железную цепь».

Из книги "Истории Пророков"

Социальные комментарии Cackle