• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какая обязанность после исполнения фардов для мусульманина является самой главной?

Время чтения: 3 мин
6327

В книге "Фатава-и Бэззазиййа"  Имам Ибн-уль-Бэззаз  пишет:

"После того, как мусульманин выучит наизусть некоторую часть из Священного Корана, необходимую для совершения молитв, ему нужно сразу же приступить к изучению фикха. Изучение фикха относится к разряду обязательных предписаний для каждого мусульманина – Фард-ы айн, а знание всего Священного Корана наизусть в разряде Фард-ы кифаййа. То есть, если это предписание исполняет часть мусульман, то остальные мусульмане освобождаются от обязательного его исполнения. Имам Мухаммад аш-Шэйбани (135/752-189/805) писал, что мусульманину необходимо стремление к познанию порядка двухсот тысяч решений по фикху, разъясняющих халял (дозволенное) и харам (запрещенное в исламе).

Таким образом, после исполнения фардов, получение знаний по фикху – главная обязанность мусульманина".

В сборниках Бухари, Муслима и Тирмизи приводится хадис: "Если Аллах пожелает проявить благосклонность к кому-либо из своих рабов, то позволит ему стать факихом в религии (знатоком религиозно-правовых предписаний)".

В книге "аль-Хадика…" Абд-уль-Гани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731) говорится:

"Мусульманам, не являющимися специалистами по богословию, предписано изучение науки Ильм-и калам только в определенных пределах. То есть нужно знать основы Вероучения, разъясненные в книгах Приверженцев Сунны, и уметь разъяснить условия Веры сбившимся с Истинного Пути и неверным. Знание науки Ильм-и калам  в этих пределах для мусульман предписано обязательно – фард-ы айн. Изучение богословия сверх минимальных пределов могут позволить себе только ученые, имеющие достаточно высокий уровень, занимающиеся науками ради Аллаха и для помощи другим мусульманам. Остальным же людям, не имеющим обширных знаний по фикху и тасаввуфу, заниматься вопросами богословия - Ильм-и калам - очень и очень опасно. Существует большая вероятность запутаться в дебрях этой сложнейшей науки и сбиться с пути. Да защитит нас Аллах от такого большого несчастья! Имам Абу Йусуф (113/731-182/798), да будет милостив к нему Аллах, пишет: "Не должны быть имамами (при совместной молитве) люди, занимающиеся наукой Ильм-и калам". Имам аш-Шафи'и (150/767–204/820), да будет милостив к нему Аллах, сказал: "Сбиться с Истинного Пути, занимаясь богословием, - гораздо большее несчастье, чем совершить великий грех". Если это было так опасно во время имама аш-Шафи'и, то представьте себе, чем угрожает такое занятие в наше время. И вот еще что говорит имам аш-Шафи'и по этому поводу: "Если бы люди знали, насколько опасно заниматься наукой Ильм-и калам без достаточного на то уровня образования, то от такого занятия бежали бы как от разъяренного льва".

Наука фикх состоит из четырех главных частей:

1-ая часть – 'ибадат (поклонения Аллаху). Она делится на 5 разделов: 5-ти кратная молитва, пост, закят, хадж, джихад. Каждая из этих разделов имеет свои ответвления. 

2-ая часть – мунакахат. Эта часть науки, рассматривает вопросы женитьбы, развода, обеспечение средствами к существованию, и т.п.

3-тья часть – муамалят. Эта часть фикха о торговле, найме, процентах, наследстве и о других взаимоотношениях между мусульманами.

4-ая часть – укубат (наказания или последствия). Укубат состоит из пяти видов наказаний: кисас, сиркат, зина, казф, риддат.

Каждому мусульманину предписано в обязательном порядке изучение основных разделов 1-й части фикха – ибадат. И весьма желательно изучение 2-й и 3-й частей. Отдельные разделы этих частей необходимо изучить обязательно. Хадисы, приведенные у Бухари и Муслима на данную тему, говорят о том, что самыми лучшими мусульманами являются те, кто изучает фикх и передает эти знания другим. Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что основатель первого мазхаба из дошедших до нас 4-х школ приверженцев сунны  имам А'зам Абу Ханифа стоит на  самом высоком уровне муджтахидов.

Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»

Социальные комментарии Cackle