• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как связаны пост и страх перед Всевышним?

Время чтения: 7 мин
2253

Пост и богобоязненность

Пост и богобоязненность

Многие из нас знают аят Корана, в котором говорится об обязательности поста:

«О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас (предыдущим общинам), - быть может, вы станете богобоязненными» (2:183).

Как мы видим, Коран связывает соблюдение поста и богобоязненность, говоря о том, что соблюдение поста под силу только по-настоящему богобоязненным людям.

В пророческом хадисе о посте сказано, что пост человек соблюдает только ради Всевышнего, Который дарует за него особую награду:

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него»» (Аль-Бухари).

В чем же тут причина, почему пост верующие соблюдают ради Аллаха, как связаны пост и страх перед Всевышним? Далее мы поговорим об этом более подробно.

Что удерживает обычного человека от дурных поступков? Это, прежде всего, страх, что о его неблаговидном поступке узнают другие люди, особенно те, чьим мнением он дорожит – его родители, близкие друзья, коллеги по работе. Когда у человека появляется соблазн сделать что-то нехорошее, он думает – «А вдруг меня сейчас увидят мои близкие, которые считают меня за порядочного человека? А вдруг из-за этого моего поступка я лишусь помощи друзей или потеряю работу?».

От совершения каких-то явно противоправных действий человека удерживает страх перед наказанием со стороны государства, опасение лишиться свободы и попасть в тюрьму. Но что может удержать нас от плохих поступков, когда мы точно знаем, что нас никто не увидит и о том, что мы делаем, никто не узнает?

В таком случае приходит на помощь страх перед Богом – осознание того, что даже если ни один человек в мире не увидит нас в это время, Господь всегда видит нас, и ни одно из наших действий не сокрыто от Него.

Наверное, всем приходилось слышать, как про хорошего, нравственного человека говорят – он человек богобоязненный. Когда мы хотим удержать человека от дурного поступка, то говорим ему – побойся Бога, не делай этого. Иными словами, богобоязненность, страх перед Всевышним связан, прежде всего, со способностью человека воздерживаться от греха, помня о том, что он постоянно находится перед взором Творца, что каждый его поступок не скрыт от Него.

«О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек подумает о том, что он уготовил на завтрашний день. Страшитесь же Аллаха, ибо Аллах ведает о том, что вы творите» (59:18).

«Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и искренне совершают благие дела» (16:128).

Богобоязненный человек – это тот, кто старается искренне совершать угодные Всевышнему поступки и воздерживаться от всего, что Он запретил. О подобном искреннем старании заслужить довольство своего Создателя говорится в хадисе:

«Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя» (Бухари, Муслим).

Даже если мы не видим Бога, Он всегда видит нас – если мы будем постоянно держать это в памяти, эта мысль поможет нам удержаться от многих дурных поступков.

Из всех религиозных обязанностей именно пост помогает определить – насколько в человеке развито такое чувство постоянного ощущения себя перед взором Создателя. К другим религиозным обязанностям и действиям поклонения – как молитва, чтение Корана, зикр, помощь бедным, может примешиваться рия, то есть совершение деяний напоказ, желание похвастаться своим благочестием, когда мы подаем милостыню или совершаем намаз именно тогда, когда на нас кто-то смотрит.

Но пост человек обязан держать на протяжении целого дня – от рассвета до заката, никто не будет следить за нами все эти долгие часы. Перед кем мы тогда похвастаемся своим воздержанием, что может удержать нас от искушения съесть что-то или выпить воды, особенно, когда на дворе жаркий день, и нас мучает жажда?

Тогда на помощь приходит мысль о том, что наш Господь видит нас все это время – и, если мы проявим стойкость, Он будет доволен нами. Поэтому Всевышний и говорит верующим, что пост – это обязанность, которую мусульманин делает только ради Него, и Он обещает воздать ему за его старание.

Следует отметить еще один важный момент. Под словами «богобоязненность – боязнь Бога» или «страх перед Богом» не следует понимать буквальный страх наказания. Конечно, если человека удержит от дурного поступка и побудит исполнять возложенные на него обязанности страх перед гневом и наказанием Всевышнего, это тоже будет хорошо. Но все-таки, нам нужно развивать в себе более высокий уровень богобоязненности – когда человек воздерживается от греха и старается делать угодные Богу дела из любви к Нему и желания Его довольства.

Правнук Пророка Мухаммада (мир ему), Али, получивший прозвище Зейнуль-'Абидин (то есть, «украшение поклоняющихся») сказал:

«Есть люди, которые поклоняются Всевышнему Аллаху из-за боязни. Поистине, это — поклонение рабов. Другие поклоняются Всевышнему, желая награды. Это же — поклонение торговцев. Но есть те, которые поклоняются Ему из-за любви и благодарности. Воистину, это — поклонение избранных и свободных людей».

Разумеется, человеку не следует забывать о том, что Господь гневается на людей грешных и может наказать их за их поступки. Но с другой стороны, Он милостив и может простить человека. И если человек долгое время воздерживался от совершения греха именно из страха, но через какое-то время не удержался и сделал что-то дурное, а наказания не последовало, в нем может развиться чувство безнаказанности – «мне говорили, что это (ложь, хитрость, отказ от поста или молитвы) неизбежно влечет наказание, а вот я пропустил намаз, не держу пост, обманул человека, и мне ничего за это не было. Значит, все эти рассказы о наказании – выдумка, и можно жить, как мне хочется». Это очень опасное заблуждение.

В наших отношениях с Богом лучше всего подходит аналогия отношений детей и родителей – ведь «Аллах более милостив к рабам, чем мать к своему ребенку». Что лучше всего удерживало нас в детстве от плохих поступков? Конечно, это мог быть страх перед родительским наказанием.

Но, наверное, многие из нас помнят, что страшнее всех наказаний для нас было видеть огорчение наших родителей, их недовольство, знать, что мы причинили им боль своими делами. Тогда мы готовы были на что угодно, лишь бы загладить наши ошибки, лишь бы заслужить прощение наших родных.

Если же родители пытаются научить детей послушанию и хорошим манерам, запугивая их строгими наказаниями, но не прививают им любовь к добру и отвращение ко злу и греху, что удержит детей от дурного, когда они вырастут, и родительского наказания больше не будет для них?

Поэтому искренняя богобоязненность – это служение Всевышнему не из страха наказания или ради Его награды, но из любви и благодарности Ему за все, что Он сделал для нас.

В частности, когда мы целый долгий день поста воздерживаемся от всего, что нам приятно – вкусной еды, чая или кофе, от холодной воды в жаркий день, то мы помним, что это деяние приближает нас к довольству нашего Господа, который без счета вознаграждает за послушание Ему:

«… Для тех, кто боится Господа своего, уготованы райские сады, в которых текут ручьи. Вечно они там пребудут, вознесённые под сень Аллаха. А то, что у Аллаха — наилучшее для праведных» (3:198).

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте:

15 благ, которые получат верующие в месяц Рамадан

Как сохранить в себе богобоязненность после Рамадана?

Эта сура является лучшим наставлением для верующих

Автор: Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle