Как правильно реагировать на критику?
Критика и замечания – наши раздражители, особенно, если исходят от посторонних людей и в неожиданный момент. Те, кто осуждают, зачастую не церемонятся и говорят «всё как есть» и «прямо в лоб». Наверное, поэтому большинство из нас замечания в свой адрес, по меньшей мере, игнорирует, а то и активно оспаривает.
Разберёмся!
Мы не вольны регламентировать, по какому поводу и в каком тоне нам сделают следующее замечание. Но мы, помня о Великом Суде, можем и должны уметь разбираться с собой и своими реакциями. Если взять внешнюю сторону, то обычно мы реагируем на замечания эмоционально – удивляемся, раздражаемся, вступаем в перепалку или наоборот угрюмо молчим. Такое поведение диктуется нашим внутренним восприятием: Как так? Почему я? Да кто он такой, чтобы меня учить? и т.д.
Ничего удивительного. Человеческий нафс (эго, са́мость) ни за что не желает, чтобы его гладили против шерсти. Поэтому он выставляет все возможные способы защиты: агрессию, грубость, обиды и пр. Нафс защищает своё спокойствие и безмятежность - что тут поделаешь?
А вот что! Сначала вспомним, что для всего в жизни есть своя необходимость. Явная она или скрытая, она есть. Её предопределил нам Творец. Поэтому, хоть мы и не желаем слышать в свой адрес непрошенных замечаний, но если уж они случились, значит, такова Воля Творца. Всё, что мы можем – это просто… поблагодарить. Словами поблагодарить человека, сделавшего нам замечание, душой – Аллаха, пославшего нам этот урок. Тем самым мы:
1) Заблокируем реакцию нафса.
Если наша благодарность будет первым откликом на критику, то нафс просто не успеет «раскрутить» нас на эмоции, и мы сохраним самообладание. Это значит, не совершим опрометчивых шагов, в частности, того, чтобы наговорить или сделать что-то лишнее, за что придётся отвечать в Судный День.
Будучи свободными от эмоций, а значит, размышляя адекватно, мы сможем сосредоточиться на сути сделанного замечания, не отвлекаясь на его форму и тон. Ведь оно (замечание), и в правду, может быть дельным.
2) Соприкоснёмся с Щедростью Аллаха.
Наша благодарность Творцу за критику, как за некий сигнал, может иметь развитие. Например, мы решим уточнить вопрос, по которому прозвучало замечание, у авторитетного для нас знатока. В результате, нам может открыться дополнительный, более глубокий пласт знаний по затронутой теме, мы коснёмся новых смыслов, расширим своё видение, а значит, получим свежий импульс для своего развитии. Это будет приумножением Милостей Аллаха.
В такой, а может, и в другой форме, но мы лишний раз убедимся, что: «(Аллах возвестил) Если вы будете благодарны, Я непременно умножу вам (блага Мои)….». (сура «Ибрахим», 14:7);
3) Обезоружим критика.
Если он был настроен сурово, то наша вежливость снимет исходящее от него напряжение. Если собеседник окажется позитивным, то наши благодарные слова могут положить начало спокойному дружелюбному диалогу. Кто знает, не перерастёт ли он в доброе знакомство? И это снова будет Милостью Аллаха.
Замечание как урок
Мы мало знаем о мире и самих себе. Поэтому Всевышний ведёт нас по жизни, как малых детей – постоянно указывая на полезное и важное. Наше испытание состоит в том, чтобы не пропустить Его указаний и правильно на них отреагировать, не пожалеть для этого усилий.
В этом смысле критика и замечания посторонних людей могут быть очень показательны. Их неудобная, а иногда и неприятная для нафса форма сама по себе – урок на выдержку. Ведь сдержать эмоции и ответить на замечание коротким и дружелюбным «спасибо» бывает не так просто. Однако, и замечание, и наш правильный ответ - всё это может нести много пользы.
Охватит её тот, кто научится переступать через свой нафс и видеть за любыми обстоятельствами Волю Творца, дарующего своим творениям истинное благо: «…Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете». (сура «Аль-Бакара», 2:216)
Гузель Ибрагимова