• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как появились выдуманные и недостоверные хадисы?

Время чтения: 3 мин
4134

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер, его хадисы были заучены сподвижниками, и лишь очень малое их количество было записано. Сам Посланник не желал, чтобы люди записывали за ним и собирали в книгу что-либо, кроме Корана. Этой позиции также придерживался и повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Когда группа сподвижников предложила ему собрать хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в написанном виде, он не дал им своего согласия.

Разница между Кораном и хадисом Кудси. Важно знать!

Прошел лучший век ислама, были убиты Умар, Усман и Али, Тальха и Зубейр (да будет доволен ими Аллах). Кроме них пали мучениками или умерли тем или иным образом множество сподвижников и праведников из числа табиинов.

С каждым годом и с распространением власти мусульман в мире появлялось все больше смуты и заблуждений. Начали распространяться различные секты и псевдоученые, сеющие смуту среди мусульман. Каждый заблудший пытался аргументировать свои лживые воззрения Кораном и сунной. Многие же, несмотря на предостережения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стали выдумывать хадисы, чтобы защищать то заблуждение, в котором они находились.

Однако причин того, что люди выдумывали хадисы, было много. Четыре из этих причин мы приведем ниже:

1. Завоевания новых стран и городов мусульманами не всегда приводило к поголовному принятию ислама покоренными народами. Многие таили в сердцах ненависть к мусульманам и страстно желали вернуть власть в свои руки. Появлялись группы лицемеров, которые внешне вели себя, как мусульмане, однако в своих сердцах скрывали неверие и неприязнь к истине. Они пользовались всеми доступными им средствами для того, чтобы посеять смуту среди мусульман и остаться в их глазах верными поборниками религии Аллаха. Одним из этих средств было выдумывание хадисов.

К чему привело возвращение пророка Мухаммада (мир ему) в Мекку в 630 году?

2. Количество сподвижников, которые слышали хадисы от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) достигало ста тысяч. От сподвижников эти хадисы слышали и записывали невероятно большое количество табиинов, число которых никто не сможет назвать. Передатчики, среди которых было множество смутьянов, провокаторов, нечестивцев и лицемеров, распространялись по всему миру. Таким образом, стало невозможным держать под контролем всех передатчиков, что требовало от известных, великих ученых составления трудов по достоверным хадисам и разъяснения того, какие из хадисов являются недостоверными или выдуманными.

3. Многочисленность различных риваятов одного и того же хадиса также давала лицемерам и врагам Ислама хорошую возможность выдумывать хадисы. Допустим, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передавал хадисы в большом количестве, и многие хадисы он рассказывал снова и снова. Люди, слышавшие от него хадисы, могли что-то упустить, что-то добавить, или же не передать эти хадисы слово в слово. Некоторые люди придумывали хадисы, добавляя к уже известным хадисам что-либо от себя, и приписывали эти «хадисы» к Абу Хурайре.

Сильные слова Абу Хурайры (р.а.) для тех, кто гонится за мирским

Если же говорить о намерениях и целях тех, кто выдумывал хадисы, то их также было огромное множество. Каждый из них преследовал определенную цель и личную выгоду. Кто-то хотел поднять авторитет своего племени, города или профессии. Кто-то преследовал материальную выгоду. Известным является тот случай, когда один торговец арбузами, продавая свои арбузы, говорил: «Пророк в одном хадисе сказал: “Кто съест арбуз, войдет в Рай”». Какие бы цели ни преследовали люди, выдумывание хадисов является великим грехом, за который Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обещал адские мучения: «Кто преднамеренно возведет на меня ложь, пусть приготовит себе место в Аду» (Аль-Бухари, Муслим).

Взято из книги «Мауду'ат», Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи

Социальные комментарии Cackle