Как поступить, если деньги на хадж есть, но они из сомнительных?
Как известно, хадж является одним из столпов ислама:
«Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад − Посланник Его; совершении молитвы-намаз, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамадан» (Бухари, Муслим).
Становится неверующим тот, кто отрицает обязательность паломничества в Мекку. Как только у мусульманина появляется возможность, указанная в шариате, для совершения хаджа, ему следует спешить исполнить повеление Всевышнего:
«И объяви людям о хадже! Пусть они придут к тебе пешком и на исхудавших (от преодоления трудного пути) верблюдах, из самых отдалённых мест» (Хадж, 27).
Каждый ли раз необходимо совершать паломничество, когда появляется возможность?
Хадж обязателен для верующих, способных его совершить. И если мусульманин осуществит его однажды, то будет исполнившим повеление Аллаха Джалля Джалялуху. А вот что об этом сказал сам Посланник ﷺ:
«Передают со слов Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.), что во время одной из проповедей Пророк сказал: «Аллах предписал вам совершать хадж». В это время Акра ибн Хабис встал и спросил: «О Посланник Аллаха! Должны ли мы совершать его ежегодно?» Пророку не понравился этот вопрос, и он ничего не ответил. Тот, подумав, что остался не услышанным, задал вопрос ещё раз. Но и тогда Посланник отвернулся, ничего ему не ответив. Когда же Акра спросил его в третий раз, пророк сказал следующее: «Если бы я ответил тебе положительно, не было бы это трудным для тебя?! Зачем же ты упорствуешь, тогда как я ничего не добавил к сказанному (ведь Аллах не забывчив и то, о чём Он умолчал, то – от Его милости к вам!)! Хадж обязателен один раз, а все другие паломничества - добровольные. Не спрашивайте меня о том, чего я вам не говорил! Поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками» (Муслим).
Умра и Хадж
Пророком Мухаммадом ﷺ был совершён единственный хадж, ознаменованный «Прощальным хаджем». До этого, по причине определённых обстоятельств, он совершал только Умру (малый хадж):
«За девять лет, которые Пророк прожил в Медине, он ни разу не совершил паломничества. На десятом году хиджры людям известили, что он ﷺ собирается на хадж. Тогда вместе с ним в Мекку собралось множество людей. Он вышел из Медины за пять дней до окончания месяца Зуль-Ка’да. Когда же в поле Посланник Аллаха ﷺ сел на верблюда, я увидел, что весь горизонт перед ним заполнился паломниками, идущими, кто пешком, кто верхом. Они были везде: справа, слева, сзади!» (Муслим).
Есть мнение, что лучше сначала совершить Умру (у кого есть такая возможность), а потом хадж. Это может служить и возможностью для лучшего понимания того, как совершить безупречное паломничество, избежать волнения и забывчивости из-за посещения священных земель впервые.
Однако сегодня хорошо организованы путеводители по хаджу. Группы паломников выходят в путь во главе со знающими наставниками, благодаря чему им остаётся вооружиться лишь искренностью и терпением. Остальное подскажут знатоки этого дела.
Актуально! Читайте также: Вознаграждение за Хадж: как получить его с помощью обычных дел?
Богатство – обязательное условие для хаджа?
Если для выплаты закята условием является наличие определённого богатства, то осуществление паломничества регулируется многими обстоятельствами и зависит от статуса и возможностей верующего.
Например, человек, не имеющий ни семьи, ни родителей, за которых он несёт ответственность, может быть бедным, имея лишь минимальную сумму для хаджа и спокойно совершить его. А может быть человеком, имеющим ответственность за семью, и тогда он обязан позаботиться о содержании семьи, оставив ей средства, которых бы хватило до его возвращения из хаджа.
Примечательно, что раньше, когда не было самолётов и других транспортных средств для быстрого достижения мест паломничества, человеку приходилось иметь финансовое состояние, позволяющее обеспечить семью на время своего отсутствия не менее, чем на год. Ведь именно столько времени и больше было необходимо для преодоления этого пути их некоторых отдалённых земель!
Использование же современных видов транспорта сокращает этот период. Например, на самолёте человек способен преодолеть годовой путь всего за сутки!
Но с другой стороны, если учесть стоимость билета на самолёт, проживание в отеле, еду и прочее, то, в принципе, выходит примерно такая же сумма, которой было бы достаточно на содержание семьи при отправлении в путь своим ходом.
Также, если верующий обременён уходом за своими родителями, которых он никому не может вверить в своё отсутствие, он не имеет права оставить их ради паломничества без своей поддержки!
Что делать, если деньги есть, но нет «чистых» средств для хаджа?
Есть много верующих людей, которые не практикуют свою религию целиком. Одни совершают намаз только по пятницам, другие только по праздничным дням, а кто-то надеется разом избавиться от всех плодов своей беспечности – грехов, совершением одного хаджа. Это на совести человека, пусть Всевышний примет и такие порывы, если они искренние. Но что точно не примется, так это основанное на хараме – недозволенном.
Намеревающийся совершить паломничество должен знать, что нельзя для этого использовать нечистые средства. Каждый человек прекрасно знает, каким способом ему достаются деньги: халяль ли они, примешано ли к ним запретное (кредит, проценты запрещены), ворованные ли и прочее.
Пророк говорил: «Если в одежде мусульманина, стоимостью в десять дирхем, хотя бы один дирхем будет из нечестно заработанного (харам), то молитва в ней не будет принята!» (Ахмад).
И Суфьян ас-Саури сказал: «Человек, подающий милостыню, строящий мечеть или совершающий другие благодеяния из средств, являющихся харамом (полученных недозволенным путём), похож на человека, который стирает свою одежду в моче. То есть, усугубляет своё положение ещё большим загрязнением!»
Когда кто-либо совершает хадж с запретными средствами и произносит «Ляббайк» (Я перед тобой, мой Господь!), Аллах отвечает на его возглас отвержением: «Ля ляббайк», – сообщая, что этот раб не приветствуется Всевышним, его присутствие нежелательно здесь, пока он не бросит свои пороки (Забиди).
Если же человек непременно желает осуществить своё паломничество, но имеет сомнения насчёт чистоты своих денег, ученые предлагают такие варианты решения этой проблемы:
В случае, когда у такого человека есть имущество (дом, машина и др.), завещанное ему в наследство, например, отцом, после его смерти, то пусть он продаст это и совершит хадж на вырученные средства. Поистине, наследство – законно и халяль.
Он может взять в долг необходимую сумму для хаджа у того, в чистоте и дозволенности денег которого нет сомнений, а расплатиться с ним средствами, которые он считает сомнительными. Таким образом, с позволения Аллаха Азза ва Джалля, его хадж будет принятым и долг выплаченным. Так утверждал Кади-хан.
Интересно! Читайте также: Обряд хаджа: в чем смысл побивания шайтана камнями?
Для того же, кто получит деньги, возвращённые ему в качестве долга даже из запретных средств, они будут халяль. Человек не понесёт груз чужого греха.
Итак, верующий, собирающийся в великий путь паломничества, должен позаботиться о дозволенности денег, используемых для хаджа, обеспечении нужд семьи до предполагаемого своего возвращения и, по возможности, о том, чтобы иметь опытного путеводителя.
Ведь собирающийся на хадж впервые (а может и в последний раз) может многого не знать и плохо представлять саму практику, даже если хорошо изучил теорию. Потому следует постараться избежать всякого рода помех, которые могут ввести паломника в замешательство, из-за чего ему сложно будет сосредоточиться на поклонении духовно.
Автор: Айна Замаева