Как понять выражение "Разногласия Уммы - милость"?
Имам аль-Байхаки (да помилует его Аллах) в своем сборнике приводит сообщение, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Мои сподвижники подобны звездам на небе. У кого бы из них вы ни взяли хадис, вы последуете за истиной. А разногласия среди них – это милость для вас».
Ученые высказывались о слабости данного хадиса, однако некоторые предшественники подтверждали смысл сказанного. Например Ибн Кудама (да помилует его Аллах) в предисловии книги «аль-Мугни» писал: «Их единогласие (муджтахидов) – категоричное доказательство, а их разногласие – обширная милость».
Однажды один человек написал книгу, которую назвал «Книга разногласий». С ней он пришел к имаму Ахмаду (да помилует его Аллах), который сказал: «Не называй ее так, назови ее «Книга широты мнений». Другой ученый говорил: «Поистине, разногласия имамов фикха – это широта понимания от Аллаха и Его милость к рабам».
Были среди ученых и такие, кто отрицал возможность того, что эти слова были сказаны Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), так как они считали, что если разногласие – это милость, то единство мнений – это наказание.
Имам аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) так отвечал на эти сомнения: «Разногласия бывают трех видов. Первые два вида касаются сущности Аллаха и Его прекрасных атрибутов. Разногласие в этом является либо неверием, либо нововведением. Однако то, что касается вопросов фикха, в котором есть место для широты и разнообразия мнений, то разногласия в них являются милостью для Уммы мусульман».
Умар ибн Абд аль-Азиз (да помилует его Аллах) говорил: «Мне не нравится фраза: «Сподвижники не противоречили друг другу», ведь если бы они не противоречили, то не было бы в исламском праве облегчения».
Также имам ан-Навави (да помилует его Аллах), упомянув один вопрос, в котором имамы фикха придерживались различных мнений, сказал: «Если что-либо является милостью, это не значит, что его противоположность является наказанием. Такое могут говорить лишь невежды.
Всевышний говорит: «Аллах – Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение нее, и день для освещения. Воистину, Аллах оказывает людям милость» («Гафир», 61). Здесь Аллах назвал ночь милостью, но это не означает, что день – это божье наказание».