Как пережить утрату близкого человека и что такое смерть?
Каждый человек, явившийся на этот свет, проходит свой жизненный путь, начертанный Всевышним Аллахом Табаракя ва Та’аля. Это называется предопределением – «такдир», вера в которое обязательно для мусульманина.
Здесь судьбы людей непременно переплетаются между собой согласно мудрости Творца, порождая сильную сердечную привязанность друг к другу: создаются браки, заводятся крепкие дружбы и прочее. Однако, мир этот временный и всё в нём рано или поздно причаливает к берегам расставания. Так было, есть и будет до скончания времён:
«Каждая душа вкусит смерть...» (аль-Анбия, 35).
Как же верующему достойно пережить эту горькую разлуку, ведь, порой, она кажется совсем невыносимой? Для начала следует помнить, что Господь не даёт своему рабу испытание, которое тот не способен вынести: «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он может выдержать. После тягот Аллах создаёт облегчение» (ат-Талак, 7). Значит, постигшее горе переживаемо и не может быть более великим, нежели милость Господа. Поэтому верующему надлежит поддерживать себя светом этой милости и не позволять наущениям шайтана доводить себя до отчаяния. Ведь многие беды, как суицид, сумасшествие, уходы в запой и даже в неверие происходят в тяжёлые дни горя и печали.
Переживание боли утраты, слёзы, жгучее пламя скорби естественны для любого человека и являются его правом. Необходимо время, чтобы осознать и принять произошедшее, новую реальность. Это одно из самых трудных испытаний, часто ввергающее человека в истерию безысходности, когда забываются границы и начинается бунт против самого Всевышнего с криками: «За что?! Почему?!». И только осознание единственности и величия масштабов господства Создателя способно утешить сердца верующих. В Коране сказано:
«Они уверовали и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Рад, 28).
Кроме того, Пророк ﷺ довёл до нас обещание Создателя по этому поводу: «Не будет у Меня иного воздаяния для Моего верующего раба, кроме Рая, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха!» (Бухари). Вот так, поистине, самый дорогой нашим сердцам – Аллах Субханаху ва Та’аля, проявляет понимание к чувствам своих рабов и говорит: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу!» (Та Ха, 46).
Ислам – религия единобожия, особой верности одному Аллаху. Признание Его господства и своей сотворённости Им. И, пожалуй, самым ярким доказательством единства Создателя является именно смерть: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (аль-Касас, 88). Она демонстрирует всему сущему истину бытия: ля иляха илляллах – нет ничего, кроме Аллаха и ничего невозможно без Его воли.
Цель нашей жизни – познание этой истины и смирение перед Творцом. Он говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернёмся!» (аль-Бакара, 155-156). А Посланник ﷺ наказал: «Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе!» (Ахмад, Байхаки).
Всё изначально принадлежит Аллаху и возвращение всего к нему – его неоспоримое, естественное право. Всевышний создал человека, даровав ему возможность быть, вкушать жизнь телом и душой, испытывая массу чувств и эмоций. Только пережив все оттенки плохого и хорошего, возможно обрести мудрость, познать смыслы. Ведь плохое нужно, чтобы проявить ценность хорошего! Посему, вместо отчаяния, рабу подобает благодарить Аллаха за пережитое счастье, знакомство и любовь с любимыми, которых так же даровал Великий Господь по своей милости.
Благодарным и терпеливым Аллах воздаёт наилучшим, ведь это признак того, что раб усвоил суть единобожия, ставя выше всех своих переживаний настоящие любовь и преданность Создателю. Стоит жить, предвкушая новые глубины и тайны нашего бытия, наблюдая мудрость дел Всевышнего и помнить: смерть – это не конец, чтобы печалиться, а воссоединение. Со своим Господом, любимыми и с лучшей действительностью для верующих.
Айна Замаева