Как отличать мединские суры от мекканских? Подробный разбор
Если разделение аятов на мекканские и мединские произвести не очень трудно, то в отношении сур этого, к сожалению, нельзя сказать. Если в отношении коротких сур можно предположить, что каждая из них была ниспослана за один раз в одном месте, то ниспослание больших сур, состоящих из сотен аятов, за один раз и в одном месте является невозможным.
Существует множество сур, ниспослание которых началось в Мекке, а продолжалось и закончилось в Медине. Именно из-за этого между алимами и возникли разногласия по поводу определения того, какие суры являются мекканскими, а какие – мединскими. Однако если при определении, какая сура является мекканской, а какая – мединской, принимать во внимание время начала ниспослания, то можно сказать, что девяносто три суры Благородного Корана являются мекканскими, а оставшиеся двадцать одна сура являются мединскими.
Исходя из даты ниспослания, суры Корана можно разделить следующим образом:
1. В первые пять лет мекканского периода было ниспослано шестьдесят сур. А именно: Фатиха (1), Исра (17), Кяхф (18), Марьям (19), Та-Ха (20), Анбийа (21), Каф (50), Зарийат (51), Тур (52), Наджм (53), Камер (54), Рахман (55), Вакыа (56), Мульк (67), Калем (68), Хакка (69), Мааридж (70), Нух (71), Джинн (72), Музаммиль (73), Муддассир (74), Кыйама (75), Инсан (76), Мурсалят (77), Наба (78), Назиат (79), Абаса (80), Таквир (81), Инфитар (82), Мутаффифин (83), Иншикак (84), Бурудж (85), Тарик (86), Аля (87), Гашийа (88), Фаджр (89), Баляд (90), Шамс (91), Лейл (92), Духа (93), Инширах (94), Тин (95), Аляк (96), Кадр (97), Беййина (98), Зальзаля (99), Адийат (100), Кариа (101), Такасур (102), Аср (103), Хумаза (104), Филь (105), Курайш (106), Маун (107), Кяусар (108), Кяфирун (109), Масад (111), Ихляс (112), Фаляк (113), Нас (114).
2. В середине мекканского периода, то есть между 5 и 10 годами пророчества, было ниспослано семнадцать сур: Анкабут (29), Рум (30), Лукман (31), Саджда (32), Саба (34), Фатыр (35), Йа-Син (36), Саффат (37), Сад (38), Зумар (39), Гафир (40), Фуссылят (41), Шура (42), Зухруф (43), Духан (44), Джасийа (45), Ахкаф (46).
3. В последние три года мекканского периода было ниспослано пятнадцать сур: Анам (6), Араф (7), Юнус (10), Худ (11), Юсуф (12), Рад (13), Ибрахим (14), Хиджр (15), Нахль (16), Хадж (22), Муминун (23), Фуркан (25), Шуара (26), Намль (27), Касас (28).
4. В первые два года мединского периода, то есть в 1 и 2 годы хиджры, было ниспослано шесть сур: Бакара (2), Анфаль (8), Мухаммад (47), Сафф (61), Джума (62), Тагабун (64).
5. В 3 и 4 годах хиджры было ниспослано три суры: Али Имран (3), Муджадиля (58) и Хашр (59).
6. С 5 по 8 год хиджры было ниспослано девять сур: Ниса (4), Маида (5), Нур (24), Ахзаб (33), Фатх (48), Хадид (57), Мумтахина (60), Мунафикун (63) и Таляк (65).
7. В 9 и 10 годах хиджры были ниспосланы следующие четыре суры: Тауба (9), Худжурат (49), Тахрим (66), Наср (110). (Омер Рыза Догрул, Танры Буйругу Кораны Керимин Терджуме ве Тефсири, 1/10-11).
Для определения принадлежности сур к тому или иному периоду, помимо риваятов от сахабов и табиинов, алимы также исходили из стилистических особенностей сур, определив, что для мекканских сур характерны следующие особенности:
1. Наличие в сурах аятов-саджда.
2. Наличие в начале сур хуруфу-мукаттаа, за исключением суры аль-Бакара и суры Али Имран.
3. Упоминание в сурах истории Адама и Иблиса, за исключением суры аль-Бакара.
4. Упоминание в сурах рассказов о прежних пророках, общинах и об их борьбе, за исключением суры аль-Бакара.
5. Наличие в сурах обращения «О, люди!» за некоторым исключением.
6. Содержание в сурах таких тем, относящихся к вероубеждениям, как таухид (единобожие), пророчество и ахират.
Также можно сказать, что суры, в которых говорится о разделе наследства (за исключением суры Анкабут), а также о мунафиках (лицемерах), содержится обращение «О, вы, которые уверовали!», разъясняются вопросы поклонения и взаимоотношений, рассказывается о заблуждениях и преступлениях иудеев и христиан, об искажении ранее ниспосланных священных писаний, все эти суры считаются мединскими.
«Асбабун-Нузуль. Причины ниспослания аятов Корана»
Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер.
Перевод с турецкого: Сабир Грижак
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!