Как обрести удовлетворение?
Наш любимый Пророк (мир ему) говорил: «В мирском достатке смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим).
Путь к истинной удовлетворенности пролегает через сравнение своего состояния с состоянием того, у кого хуже. А может ли быть состояние хуже того, кто уже умер, не обретя веру во Всевышнего?
В каком бы жизненном положении ни находился человек, бедный ли он, богатый ли, здоровый или больной, красивый или не очень, он всегда может быть счастлив и удовлетворен, умея лишь благодарить Аллаха.
Благодарность - одно из совершенных качеств раба Всевышнего. Это не просто слово. Она является духовным состоянием, подтверждающим его таслимият — полное доверие Аллаху Газза ва Джаль, вверение себя Его мудрой воле. Ведь, по сути, быть мусульманином — значит, быть всецело отданным своему Создателю. Быть готовым покорно принимать от Него любое испытание, произнося «Альхамдулилляхи ‘аля кулли халь» — хвала Аллаху в любом положении!
В благодарности кроется много благ для человека. Это удовлетворенность, спокойствие, богатство, терпение, увеличение благ, бараката в жизни. Ведь и Господь обещает: «Клянусь Моим Величием, если вы будете благодарны Мне, Я умножу вам блага, а если будете неблагодарны, поистине, наказание Моё мучительно!» (сура «Ибрахим», аят 7).
Один из благочестивых людей, обращаясь к Всевышнему, сказал: «О, мой Аллах! Как я могу выразить Тебе благодарность, когда моя благодарность является ещё одним благом от Тебя?» Тогда Господь внушил ему: «Вот сейчас ты проявил Мне истинную благодарность!».
Когда пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху Субханаху ва Та’аля: «О, Господи, Ты сотворил Адама (мир ему) и наделил его такими-то и такими-то благами. Как же он поблагодарил за это?» Всевышний ответил: «Он узнал, что все эти блага от Меня, и признание этого было его благодарностью Мне!».
Верующему известно, что каждое испытание, трудность и даже радость даётся ему для духовного роста, который определяет степень его таслимията (покорности). Поэтому есть разница между благодарным рабом — шакиром и очень благодарным — шакуром.
Шакир благодарит за то, что Всевышний даровал ему, а шакур за то, что Аллах лишил его. То есть это такая степень, когда и горе, и радость для раба едины. Его интересует лишь довольство Создателя, а благодарность — это его согласие с любой волей Аллаха, признание Его права над ним.
Верующий должен понимать смысл жизни на земле, стремясь неустанно и бдительно подниматься в духовных степенях по лестнице испытаний. И порой может быть так, что чем выше Господь поднимает раба в степенях перед Собой, тем ниже он выглядит в обманчивом отражении мирского зеркала, будучи в невзрачном одеянии испытаний. Но ведь поэтому взор Аллаха Джалля Джалялуху направлен в сердце раба, а не на его внешность.
Находитесь же всегда в состоянии благодарности Великому Творцу и не поддавайтесь наущениям шайтана, который нашёптывает унижение, показывает достаточное недостаточным и отдаляет от милости Господа, ведя ложными путями.
Айна Замаева